Важнейшей классификацией видов финансового анализа выступает деление анализа на внутренний и внешний[10]. Основным отличительным признаком здесь выступает субъект анализа. Внутренний анализ осуществляется инсайдерами[11] банка, в то время как субъектами внешнего (дистанционного) анализа выступают аутсайдеры[12] банка, такие как органы надзора (Центральный банк Российской Федерации), банки-контрагенты на рынке, потенциальные клиенты. Отличаясь по субъектному составу, дистанционный анализ соответственно отличается по используемой для анализа информации (информационной базы). Если внутренний анализ оперирует всей полнотой информации о деятельности банка, то внешнему аналитику зачастую доступны только самые распространенные формы финансовой отчетности:
Выделяются следующие группы внешних пользователей отчетности (и соответственно, результатов анализа). Первая группа - это субъекты, чьи интересы напрямую связаны с деятельностью банка. Основные представители этой группы[13]:
1. Акционеры (участники) банка - им интересны: прогноз развития, в том числе и долгосрочный, эффективность управления банком, доходность и рискованность активных операций банка, перспективы дивидендной политики;
2. Кредиторы - кредиторов большей степени интересуют краткосрочные перспективы; для кредиторов важна не столько доходность банковских операций, сколько ликвидность, способность банка своевременно расплатиться по своим обязательствам;
3. Клиенты банка - клиентов, конечно же, интересует спектр и качество услуг, предоставляемых банком, но а данном случае клиенты рассматриваются как пользователи информации о финансовой деятельности; с этой позиции их интересует прежде всего надежность банка.
Следующая группа внешних пользователей аналитической информации - это субъекты, чье финансовое состояние не связано напрямую с результатами деятельности банка. Они являются посредниками между банком и первой группой внешних пользователей или используют аналитическую информацию для исполнения функций контроля и управления. Таких пользователей может быть очень много. Основные представители этой группы[14]:
1. Центральный банк России - он следит за выполнение коммерческими банками требований и нормативов в целях предотвращения сбоев в банковской системе Российской Федерации;
2. Аудиторские компании;
3. Статистические и информационные службы, рейтинговые агентства.
Из изложенного следует, что по субъектам (пользователям) аналитической информации выделяют следующие типы методик дистанционного анализа:
- банковские рейтинги;
- методики, применяемые центральными банками разных стран;
- аналитические процедуры, применяемые в процессе банковского аудита (как правило, при планировании);
- методики анализа банков-контрагентов для установления на них лимитов активных межбанковских операций.
Банковские рейтинги - методика анализа, который проводится, как правило, либо информационными службами, либо специализированными рейтинговыми агентствами[15]. Его основные черты - комплексная оценка финансовой устойчивости, завершающаяся чаще всего выставлением общей балльной рейтинговой оценки данному кредитному учреждению. Результатами рейтингов активно пользуется население, акционеры банка. В российской печати также распространено ранжирование банков по определенным показателям (величина активов, капитал, прибыль и тд.). Иногда такого рода ранжирование называется рейтингом. Но к данной деятельности корректнее применять термин рэнкинг (от англ. rank - ряд) [16].
Значение банковских рейтингов очень велико, так как на их основе применяется очень много значимых финансовых решений. Даже банки, обладающие собственными аналитическими методиками для анализа банков - контрагентов, используют рейтинговые оценки как неотъемлемую часть методики анализа.
Рекомендуемое:
Сущность рынка ценных бумаг
Финансовый рынок – это рынок, который опосредует распределение денежных средств между участниками экономических отношений. Одним из сегментов финансового рынка выступает рынок ценных бумаг, или фондовый рынок. Рынок ценных бумаг (РЦБ) – это рынок, который опосредует кредитные отношения и отношения ...
Проблемы о валютном регулировании и контроле
В российской экономике получают все более широкое распространение новые финансовые инструменты, которые используются в обслуживании расчетов внутри коммерческого оборота по внешнеторговым операциям. Одним из них является факторинг, который представляет собой сделку, в которой одна сторона (финансов ...
Оценка экономической эффективности предлагаемых мероприятий
Выше предлагаемое условие, что касаемо понижения первоначального взноса по кредиту, отрицательно на прибыли банка никак не скажется, а наоборот даже таким образом, увеличится сумма кредита, а за счет этого и доход банка. В среднем, квадратный метр однокомнатной квартиры по г. Москве стоит 90 000 ру ...