Виды и методы финансового контроля и надзора Банка России
Страница 2

Материалы » Центральный Банк Российской Федерации » Виды и методы финансового контроля и надзора Банка России

2) регистрирует кредитные организации, выдает им лицензии на осуществление банковских операций и отзывает их;

Банк России выдает следующие виды лицензии:

1. лицензию на осуществление банками операций в рублях (без права привлечения во вклады средств физических лиц);

2. лицензию на осуществление банками операций в рублях и иностранной валюте (без права привлечения во вклады средств физических лиц);

3. лицензию на привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов.

Отказ в выдаче лицензии на проведение банковских операций и регистрации Устава банка может иметь место по одному из следующих оснований:

· несоответствие квалификационным требованиям, предъявляемым к предлагаемым кандидатам на должность руководителей и главного бухгалтера;

· несоответствие учредительного договора и Устава действующему в Российской Федерации законодательству;

· неудовлетворительное финансовое положение учредителей (по заключению аудиторской организации), угрожающее интересам вкладчиков и кредиторов банка (Закон «О банках и банковской деятельности», ст. 16).

Проведение юридическим лицом банковских операций без лицензии влечет за собой взыскание с него всей суммы, полученной в результате осуществления данной операции, а также штрафа в двукратном размере от этой суммы в пользу федерального бюджета. Банк России вправе предъявлять в Арбитражный Суд иск о ликвидации юридического лица, осуществляющего без лицензии банковские операции.

Лицензирование распространяется и на совместные банки с участием иностранного капитала, иностранные банки и филиалы банков-нерезидентов (ст. 13 Закона о банках и банковской деятельности).

Центральный банк наделен также правом отзыва лицензий. Отзыв лицензии действует как решение о ликвидации банка. Эта мера применяется в следующих случаях:

· при обнаружении недостоверных сведений, на основании которых выдана лицензия;

· при задержке начала деятельности более чем на один год с даты выдачи лицензии;

· при предоставлении банком недостоверных данных в отчетности;

· при осуществлении операций, запрещенных законодательством и выходящих за пределы предоставленной банку лицензии;

· при выявлении нарушений банком требований антимонопольного законодательства (например, превышение доли в 35% уставного капитала банка одним из его участников);

· при признании банка неплатежеспособным.

3) вправе предъявлять квалификационные требования к руководителям исполнительных органов, а также к главному бухгалтеру кредитной организации;

4) имеет право запрашивать и получать информацию о финансовом положении и деловой репутации участников (акционеров) кредитной организации в случае приобретения ими более 20% долей (акций) кредитной организации. Банк России имеет право не давать согласия на совершение сделки купли-продажи более 20% долей (акций) кредитной организации при неудовлетворительном положении приобретателей долей (акций);

5) вправе устанавливать кредитным организациям обязательные экономические нормативы.

6) регулирует размеры и порядок учета открытой позиции кредитных организаций по валютному, процентному и иным финансовым рискам;

7) определяет порядок формирования и размеров образуемых до налогообложения резервов (фондов) кредитных организаций на возможные потери по ссудам для покрытия валютных, процентных и иных финансовых рисков, страхования вкладов граждан в соответствии с федеральными законами.

С 1 августа 2005 г. в РФ вступил в силу закон о кредитных бюро, с 1 сентября того же года все банки должны передавать информацию о своих заемщиках в бюро кредитных историй. Российские власти пока не могут решить, кому передать функции надзора за бюро кредитных историй.

Активную борьбу за эти функции ведут Банк России и ФСФР. «К 1 сентября каждый банк обязан выбрать кредитное бюро. ЦБ будет следить за выполнением этого и других требований, прописанных в законе», – сообщил первый заместитель председателя Банка России Андрей Козлов[13]. Экономические нормативы – важнейшее средство управленческого воздействия Банка России на коммерческие банки. К числу этих нормативов относятся[14]:

Страницы: 1 2 3 4 5

Рекомендуемое:

Анализ современного состояния экономики и взаимосвязь развития экономики и банковского сектора Республики Казахстан
Экономика Казахстана снижает рост ВВП высокими темпами. Рост валового внутреннего продукта в 2007 году составил 9,7% и достиг уровня в 12 849,8 млрд. тенге. По итогам 2006 года ВВП на душу населения составил 5 074 долл. США и увеличился по сравнению с 1999 года в 4,4 раза, по сравнению с аналогичны ...

Разрушение системы страхования и ее восстановление в 20-е гг.
Революционные события 1917 г. резко изменили всю систему страховой защиты населения. В 1918—1920 гг. была сделана попытка полной ликвидации системы страхования. В 1918г. страхование во всех его видах и формах было объявлено государственной монополией. Все частные страховые общества, включая обществ ...

Создание и развитие государственного страхования в 1920-49-0е годы. Кооперативное страхование
После Октябрьской революции начинает формироваться государственная монополия в страховой сфере на основе национализации страхового дела в соответствии с декретом Совнаркома РСФСР от 28 ноября 1918 г. «Об организации страхового дела в Российской Республике». Однако в условиях хозяйственной разрухи, ...

Навигация

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.binoly.ru