Помимо брокеров на рынке ценных бумаг также осуществляют деятельность дилеры. Под дилерской деятельностью понимается деятельность по совершению сделок купли-продажи ценных бумаг от своего имени и за свой счет путем публичной оферты (объявления цен покупки и/или продажи ценных бумаг) с принятием на себя обязательства покупки и/или продажи по объявленным ценам [7, 56]. Принимая на себя обязательства по котировке ценных бумаг, дилеры ответственны за формирование уровня цены на организованном фондовом рынке, то есть дилеры должны поддерживать фондовый рынок. А все остальные участники торговли (брокеры) при выполнении клиентских приказов должны обращаться к дилерам соответствующих ценных бумаг.
В целом, дилерскую деятельность можно определить как профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг, но так же и как торговую деятельность, осуществляемую за счет своих средств. Это связано с тем, что дилер может осуществлять простую куплю-продажу ценных бумаг за свой счет, то есть в собственных интересах, а не только в интересах клиентов. Но такую деятельность могут осуществлять и другие участники рынка ценных бумаг, например, брокеры. Отличие и главное условие дилерской деятельности – это выставление публичных котировок на покупку и продажу какого-то круга ценных бумаг [3, 222]. Только при выполнении данного условия профессиональный участник может получить статус дилера.
Дилеры могут существовать как физические лица, так и объединяться в дилерскую фирму. Дилер покупает ценные бумаги по более низкой цене, а продает их по более высокой, и, таким образом, его доход выражается в курсовой разнице или марже.
В общем, действия дилеров на рынке ценных бумаг отличаются большей масштабностью, чем действия брокеров, поэтому дилерские фирмы обладают более значительным капиталом, чем брокерские компании [4, 69]. Это связано с тем, что дилеры увеличивают свой капитал за счет прибыли и комиссионных.
На некоторых рынках профессиональная дилерская деятельность еще называется маркет-мейкерством. Маркет-мейкер — это дилер, который отвечает за рынок определенной ценной бумаги, поддерживает его ликвидность (торгуемость), определяет текущие цены на конкретную ценную бумагу в зависимости от складывающегося спроса и предложения на нее
[3, 222]. Другими словами, маркет-мейкер – это дилер, действующий на рынке ценных бумаг и способный оперативно воздействовать на его состояние. Когда нарушается равновесие между приказами о покупке и продаже бумаг, такой дилер может вмешаться с целью сгладить ситуацию.
В связи с тем, что число ценных бумаг на рынке огромно, и отдельный участник не может охватить все ценные бумаги, то дилер обычно является специалистом рынка какой-то конкретной ценной бумаги, а поэтому может лучше других участников рынка следить и регулировать цену этой ценной бумаги. Поэтому можно отметить, что дилер обязательно специализируется на каких-либо видах или группах ценных бумаг.
Осуществляя свою деятельность на рынке дилеры выполняют следующие функции:
- брокерские функции, а также функции финансового консультанта;
- маркет-мейкерство – контроль ликвидности рынка определенных ценных бумаг [3, 223].
Последняя из функций является условием осуществления дилерской деятельности. Она, в свою очередь включает следующие функции:
- объявление цен покупки и продажи ценной бумаги в соответствующей торговой системе;
- обязательства по покупке и продаже ценной бумаги по цене, объявленной на момент поступления приказа (заявки);
- установление минимального и максимального количества ценных бумаг, которые могут быть куплены (проданы) по объявленным ценам;
- установление в необходимых случаях сроков, в течение которых действуют объявленные цены [3, 223].
Также дилер обеспечивает информацию о выпусках ценных бумаг, их курсах и качестве. Так как дилеры получают доход в виде разницы между ценой покупки и продажи, то для них было бы невыгодно резкое колебание курса ценной бумаги. Поэтому они также следят за состоянием рынка ценных бумаг. Еще одной функцией является то, что дилеры выступают в роли катализаторов рынка, так как они сводят покупателей и продавцов.
Рекомендуемое:
Фондовая биржа
Если облигации продаются в основном “с прилавка”, то центральным рынком акций крупнейших фирм является биржа. На бирже продавцы встречаются с покупателями и цены устанавливаются по закону спроса и предложения. Классическая биржа - это аукцион, где торговля ведется посредством обмена устными инстр ...
Проблемы управления ликвидностью коммерческого банка. Снижение рисков
ликвидности
Одной из важных задач управления любым банком является обеспечение соответствующего уровня ликвидности. Банк считается ликвидным, если он имеет доступ к средствам, которые могут быть привлечены по разумной цене и именно в тот момент, когда они необходимы. Это означает, что банк располагает необходи ...
Структура банковских ресурсов
Коммерческие банки являются, прежде всего, предприятиями, которые специализируются на посреднической деятельности, связанной, с одной стороны, с покупкой свободных денежных средств на рынке ресурсов, а с другой - их продажей предприятиям, организациям и населению. При таких условиях для банков явля ...