Традиционным источником формирования ресурсов банка являются вклады клиентов, но с расширением банковской деятельности возникает потребность в поиске новых путей роста ресурсной базы. Если имеющихся привлеченных средств недостаточно для проведения всех активных операций, которые намеревается осуществить банк, то можно или отказаться от операции, или позаимствовать ресурсы на рынке.
Операцию заимствования средств называют куплей фондов, а источника заимствования — недепозитными обязательствами банка. Особенностью заимствованных средств является то, что в процессе их формирования инициатором выступает банк, тогда как при создании депозитной базы инициатива принадлежит клиентам. Если речь идет о заимствовании, банк самостоятельно определяет, сколько и на какой период нему нужно средств, а в процессе привлечения вкладов их сумма и сроки определяются клиентами, учитывая собственные потребности.
Развитию подходов к управлению недепозитными источниками средств банка оказала содействие концепция приоритетных отношений с клиентами, получившая развитие в 70-е годы. К тому времени банковская практика развитых стран убедительно показала, что банк должен предоставлять клиентам все кредиты, несущие чистую прибыль. В таком случае задача менеджеров — обеспечить достаточный объем кредитных ресурсов и поддержать нормативы ликвидности. При таком подходе решения о предоставлении займов принимается раньше, чем решение о формировании ресурсов. Если имеющихся средств недостаточно, то менеджер вынужден искать наиболее дешевый и доступный источник быстрого их пополнения. С этой целью он выходит на финансовый рынок и покупает фонды, то есть заимствует временно свободные средства у других участников.
Основные источники заимствования средств для банковских учреждений таковы:
— займы в центральном банке;
— межбанковский рынок ресурсов;
— проведение операций РЕПО;
— международный финансовый рынок (еврорынок);
— рынок депозитных сертификатов;
— рынок коммерческих бумаг;
— займа в небанковском секторе.
Рекомендуемое:
Органы государственного контроля и надзора за
страховой деятельностью, их функции и полномочия
Важнейшим элементом системы государственного регулирования страховой деятельности являются органы, реализующие свои полномочия по контролю и надзору в данной сфере. Основными органами, осуществляющими контроль и надзор в данной сфере, являются Министерство финансов РФ, Федеральный орган исполнитель ...
Особенности определения налоговой
базы по операциям РЕПО
С 1 января 2011 г. вступила в силу ст. 214.3 НК РФ, устанавливающая особенности определения налоговой базы по операциям РЕПО, объектом которых являются ценные бумаги. В соответствии с п. 1 ст. 51.3 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ договор репо состоит из двух частей. В первой части одна ст ...
Правовое положение Банка России и его функции в
сфере финансовых правоотношений
Современный центральный банк в России (Центральный банк РСФСР) появился в конце 80-х годов на волне так называемой «войны законов». Просто российский Центробанк, выполняя постановления Верховного Совета РСФСР, перестал подчиняться Госбанку СССР и стал самостоятельным. Впервые на законодательном уро ...