Офшорный бизнес – международно-экономическое явление, представляющее собой сложный комплексный процесс. Данный вид бизнеса применяется на территории офшорной зоны, которая представляет собой территорию государства или часть территории государства, специализирующуюся на представлении специального благоприятного правового режима в отношении иностранных юридических лиц (нерезидентов), заключающегося в предоставлении последним ряда сервисных услуг, в том числе юридическое, налоговое обслуживание, удобные условия при регистрации офшорных компаний, широкий спектр банковских услуг, включая сохранение конфиденциальности, и т.п.
Основным фактором существования офшорных зон выступает экономическая депрессивность отдельных регионов. Страны, исторически обделенные природными и человеческими ресурсами и имеющие сравнительно малый производственный потенциал, разрешают регистрировать на своей территории иностранные субъекты хозяйствования, что является дополнительным источником бюджетных средств, освобождая данных субъектов от уплаты налогов или облагая налогами по ставкам, размеры которых значительно ниже ставок, действующих в государствах с развитой рыночной экономикой, т.е. устанавливая особый административно-правовой режим осуществления внешнеторговой и предпринимательской деятельности.
В результате появления новых телекоммуникационных технологий перемещение международных капиталов резко увеличилось, усилилась конкуренция между новыми «экономиками с благоприятными налоговыми условиями» и возникла сеть офшорных зон, которая состоит из четырех основных групп, сформированных по региональному принципу:
группа офшорных зон Карибского бассейна обслуживает страны Северной и Южной Америки (находится в одном часовом поясе с Нью-Йорком);
европейская офшорная зона включает материковые страны, прибрежные анклавы и «независимые» острова, расположенные недалеко от Лондона. В ней обслуживаются страны, находящиеся в европейской группе часовых поясов;
офшорная зона Персидского залива обслуживает ближневосточные страны;
офшорная зона Юго-Восточной Азии – Гонконг, Сингапур, Вануату и Науру – обслуживает страны Азиатско-Тихоокеанского региона (находится в одном часовом поясе с Токио).
Глобальная сеть офшорных центров распределена по континентам неравномерно: 7 из них находятся в Северной Америке, 25 – в Южной и Центральной Америке, 28 – в Европе, 19 – в Азии, 7 – в Африке и 14 – в Океании. Такое расположение офшорных центров говорит об их тяготении к трем ведущим финансовым центрам – Нью-Йорку, Лондону и Токио и некоторым региональным финансовым центрам. В целом глобальная сеть офшорных центров уже сложилась, хотя в будущем возможно открытие нескольких новых центров, в том числе в Центральной Америке, Океании и в республиках бывшего Союза ССР. По мнению Д. Маршалла, оформившаяся конфигурация офшорных зон свидетельствует о том, что финансовый капитал стал таким же важным элементом мировой экономической системы, как торговый и производительный капитал.
Государство, имеющее на своей территории офшорную зону, ведет контроль за соблюдением банковской и коммерческой тайны для ее резидентов. В таких зонах концентрируется банковский, страховой бизнес, через них осуществляются экспортно-импортные операции, операции с недвижимостью, трастовая и консалтинговая деятельность; эти зоны привлекают клиентов благоприятным валютно-финансовым режимом.
Конкурентоспособность российской экономики должна основываться на финансовой системе, которая базируется не только на фискальных механизмах государства, но и стимулирует привлечение капитала. Все эти возможности предоставляет особый административно-правовой режим, применяемый на территории офшорных зон. Данный режим, помимо внешнеторговых, регулирует также и финансовые отношения и поэтому относится к особым режимам осуществления внешнеэкономической деятельности. Именно офшорные образования играли и играют важную роль не только в мировой, но и в российской финансовой политике. Отдельное законодательное регулирование режима офшорных зон необходимо в связи с решением в ближайшее время ряда накопившихся проблем, связанных с созданием благоприятного инвестиционного климата в стране, с прекращением утечки капитала за рубеж, репатриацией незаконно вывезенных ранее финансовых средств в Россию, предоставлением налоговой амнистии на возврат и легализацию ранее вывезенных средств и др. Для этого изначально необходимо рассмотреть понятийный аппарат данного института внешнеэкономической деятельности.
Рекомендуемое:
Проблемы и пути повышения уровня
управления кредитной деятельностью российских банков
В современных условиях значение повышения уровня управления кредитной деятельностью существенно возрастает в связи с усилением конкуренции на рынке предоставления кредитного продукта. Другой не менее важной причиной углубленного внимания к этой проблеме является неустойчивость финансового положения ...
Создание золотовалютных резервов и валютные интервенции
В прошлом золото играло роль всеобщего денежного эквивалента. С его помощью определялись цены на все товары и услуги, включая национальные валюты. В это время разные страны вели товарный обмен на основе обменных курсов своих валют в соответствии с их золотым весовым содержанием. Соответственно резе ...
Операции банка с расчетными чеками
При расчетах чеками списание средств РКЦ с банка плательщика может производиться только при наличии у данного банка достаточной суммы средств. Дебетовое сальдо по счетам РКЦ для проведения расчетов по чекам не допускается. РКЦ и коммерческие банки, использующие расчеты чеками, заключают специальное ...