Страховой рынок — это определенная социально-экономическая среда, в которой действуют страхователи (потребители страховых услуг) и страховщики (те, кто эти услуги предоставляет), а также различные страховые посредники. Основой развития страхового рынка является обеспечение процесса воспроизводства посредством оказания помощи пострадавшим в результате непредвиденных неблагоприятных событий. Формирование страхового рынка сопровождается конкурентной борьбой между страховыми организациями, т.е. соперничеством за достижение наиболее высоких финансовых результатов. Страховой рынок обеспечивает тесную связь между страхователем и страховщиком. Первичным звеном страхового рынка является страховая организация (страховая компания), где происходит формирование и использование средств страхового фонда, зарождаются экономические отношения, а также сочетаются личные, коллективные и групповые интересы. В широком понимании страховой рынок — это совокупность экономических отношений, возникающих по поводу купли-продажи страхового продукта.
В зависимости от масштабов страховые рынки подразделяют на национальный, региональный и международный рынок.
Национальный страховой рынок представляет собой сферу деятельности страховых компаний, специализированных перестраховочных организаций, страховых агентов и брокеров в определенной стране. Страховая деятельность на национальном рынке подчиняется национальному законодательству и контролируется органами государственного страхового контроля.
Региональный страховой рынок — это совокупность страховых организаций, национальных страховых рынков определенных регионов, которые связаны между собой тесными интеграционными связями.
Международный страховой рынок представляет собой совокупность национальных и региональных страховых рынков.
Структура страхового рынка представлена акционерными, государственными, взаимными и корпоративными страховыми компаниями. Поэтому под организационно-правовыми формами страхования подразумеваются акционерное страхование, взаимное страхование, государственное и кооперативное страхование.
Акционерное страхование представляет собой такую организационную форму страхования, при которой акционерные общества являются страховщиками и формируют свой уставный капитал за счет акций (облигаций). Акционерные страховые общества подразделяются на закрытые (акции таких обществ распространяются только среди их учредителей) и открытые страховые общества (их акции могут свободно продаваться и покупаться).
Взаимное страхование — это объединение страхователей для обеспечения взаимопомощи, при котором каждый страхователь является членом страхового общества. Создание ОВС характерно для союзов средних и крупных собственников. Страхователь, становясь членом ОВС, также принимает участие в распределении прибыли и убытков по результатам деятельности за год.
Кооперативное страхование по своей сути похоже на взаимное страхование.
Государственное страхование — это страхование, при котором страховщиком выступает государственная организация.
Несмотря на конкуренцию между страховыми организациями, при определенных обстоятельствах необходимо прибегать к их сотрудничеству. Перестрахование является одной из форм сотрудничества и применяется прежде всего в перестраховании опасных, крупных объектов. Еще одной из форм сотрудничества выступает соцстрахование, или совместное страхование, проводимое на долевых началах, опасных рисков или крупных объектов. В развитом виде такое сотрудничество приводит к созданию страховых пулов, страховых союзов и клубов.
Рекомендуемое:
Социально-экономическая
сущность страховых взносов во внебюджетные фонды
Развитие экономики в ближайшие годы будет невозможно без значительного роста эффективности производства. Структура затрат предприятий во многом будет определять возможности развития в условиях нарастания ограничений экономического роста. Избыточные затраты (в том числе на труд) могут заметно ухудши ...
Стратегия развития АО "Банк развития Казахстана"
до 2020 года
Долгосрочная стратегия развития Банка Развития Казахстана утверждена решением Совета директоров Банка 28 мая 2010 года (протокол №113) и определяет стратегические цели и ключевые направления развития Банка до 2020 года. Цель стратегии - трансформация Банка в современный и самостоятельный национальн ...
Понятие банковского продукта
В экономической литературе продолжается дискуссия по поводу содержания и разграничения таких понятий как «банковская операция», «банковская услуга», «банковский продукт». Анализ современной научной литературы позволил выделить различные подходы к определению данных понятий и провести их систематиза ...