Организационные структуры современной системы социального страхования сформировались в России в начале 90-х годов с созданием государственных внебюджетных фондов: пенсионный, социального страхования, обязательного медицинского страхования и занятости. Была обеспечена независимость финансовых ресурсов социального страхования от государственного бюджета, который в течение 90-х годов испытывал постоянный дефицит.
С началом рыночных преобразований в нашей стране общество столкнулось с новыми проблемами в области социального обеспечения. Выделим основные:
- появления риска потери работы вследствие отмены положения о всеобщей занятости;
- появление явной инфляции, и соответственно, необходимости разработки механизма индексации социальных выплат и других видов социальной помощи, с одной стороны, и механизма сохранения средств, предназначенных на социальную защиту, с другой;
- изменение числа участников отношений по социальному обеспечению: если раньше государство выступало одновременно и работодателем, и таким образом, существовало только два участника, то сейчас их три - государство, трудящиеся и работодатели;
- резкое расслоение общества оп уровню материальной обеспеченности даже по официальным статистическим данным;
Проблемы финансового участия работников в социальном страховании, так как, с одной стороны, рыночная экономика предполагает, в первую очередь личную ответственность за материальное благополучие и здоровье, а с другой, доля зарплаты в ВВП, намного ниже, чем в экономически развитых странах.
Постановлением Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 г. был организован Пенсионный фонд РСФСР. Тогда же постановлением Совета Министров РСФСР от 25 декабря 1990 года был образован Фонд социального страхования. До 1992 года предприятия и организации должны были уплачивать единый страховой взнос и на социальное страхование, и на пенсионное, который составлял 26% от фонда оплаты труда. В дальнейшем платеж делился: 5,4% направлялись в Фонд социального страхования, а 20,6 % - в Пенсионный фонд[40, с. 174].
В 1992 году работодатели платили уже два страховых взноса: 5,4% от фонда оплаты труда - в фонд социального страхования и 31,6% - в Пенсионный фонд, из которых 28% от фонда оплаты труда составляли взносы, направляемые непосредственно на пенсионное страхование, а 3,6% фонда оплаты труда - на обязательное медицинское страхование. Обязательное медицинское страхование было введено с принятием Закона "О медицинском страховании граждан в РСФСР" от 28 июня 1991 года. Однако реально оно стало функционировать, начиная с 1993 года, когда были созданы федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования. В 1993 году страхователи уже уплачивали страховые взносы непосредственно в фонды обязательного медицинского страхования по тарифу 3,6%. Государственное страхование по безработице было введено Законом "О занятости населения в РФ" от 19 апреля 1991 года. На 1992 год тариф взносов был утвержден в размере 1% фонда оплаты труда, в 93-95 гг. - 2% ФОТ, а с 1996 г. - 1,5% [33, 48, 37].
Специфика фондов социального страхования заключается в:
- трехсторонних отношениях по их формированию между работниками, работодателями и государством;
- действии принципа "ограниченной эквивалентности" между взносами и выплатами в соответствии с общественно установленными гарантиями;
- строгом соответствии взносов и выплат нормам государственного законодательства;
- в определении меры покрытия социальных рисков не столько на базе актуарных расчетов, сколько путем государственного регулирования уровня компенсации ущерба;
- обязательной подотчетности и подконтрольности фондов органам государственной власти [45, с. 54].
Основная экономическая роль фондов социального страхования состоит в сборе и аккумуляции тех средств, которые государство обязывает граждан, хозяйствующих субъектов и органы исполнительной власти направлять на страховую социальную защиту. Фонды социального страхования могут находиться в собственности государства, обществ взаимного страхования или страховых компаний [44]. В первых двух случаях фонды социального страхования принимают свою первоначальную форму — фондов денежных и материальных средств и функционируют на основании бюджетов или смет, утверждаемых органами государственной власти. В третьем случае фонды формируются в виде страховых резервов и определяются в соответствии с устанавливаемыми государством правилами.
Рекомендуемое:
Особенности определения налоговой
базы по операциям РЕПО
С 1 января 2011 г. вступила в силу ст. 214.3 НК РФ, устанавливающая особенности определения налоговой базы по операциям РЕПО, объектом которых являются ценные бумаги. В соответствии с п. 1 ст. 51.3 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ договор репо состоит из двух частей. В первой части одна ст ...
Анализ ликвидности баланса Сбербанка России как составной элемент анализа
финансового состояния
При проведении анализа ликвидности Сбербанка России расчет обязательных нормативов является необходимым. Для полноты анализа используются не только данные балансов на отчетные даты, но и внутренние формы отчетности, в которых представлена дополнительная информация о структуре активов, обязательств ...
Профессиональные участники рынка ценных бумаг
Закон «О рынке ценных бумаг» устанавливает следующие виды профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг: • брокерская; • дилерская; • деятельность по управлению ценными бумагами; • деятельность по определению взаимных обязательств (клиринг); • депозитарная деятельность; • деятельность по веде ...