С 1 января 2001 г., в связи с принятием и введением в действие части второй Налогового кодекса РФ, контроль за поступлением страховых взносов по государственному социальному страхованию (в виде единого социального налога) стали осуществлять налоговые органы, а контроль за расходованием этих средств продолжает осуществлять ФСС. Таким образом, сложившаяся к началу XXI века и функционирующая сейчас система обязательного социального страхования в России характеризуется следующими основными чертами:
- существуют три внебюджетные федеральные социальные фонды: Пенсионный (ПФ), Социального страхования (ФCC) и Обязательного медицинского страхования (ФФОМС). Кроме того, в каждом субъекте Российской Федерации имеется территориальный фонд обязательного медицинского страхования (ТФОМС);
- указанные фонды покрывают расходы, связанные с наступлением таких страховых случаев как достижение пенсионного возраста, временная нетрудоспособность, несчастный случай на производстве, профессиональное заболевание, а также необходимость в медицинской помощи;
- финансирование расходов, связанных с наступлением такого страхового случая как потеря работы производится из средств федерального бюджета (до 2001 года – за счет внебюджетного Фонда занятости);
- установление тарифов платежей в систему обязательного социального страхования – исключительная прерогатива Федерального Собрания и происходит ежегодно путем принятия специального закона;
- до 2001 года платежи в систему обязательного социального страхования имели форму страховых платежей, основная часть которых была заменена Единым социальным налогом (ЕСН);
- ставки ЕСН с 01.01.2006
Налоговая база на каждое физическое лицо нарастающим итогом с начала года |
Федеральный бюджет |
ФСС |
Фонды ОМС |
Итого | |
ФФОМС |
ТФОМС | ||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
До 280000 рублей |
20,0 % |
2,9 % |
1,1 % |
2,0 % |
26,0 % |
От 280001 рубля до 600000 рублей |
56000 + 7,9 % с суммы, превышающей 280000 рублей |
8120 + 1,0 % с суммы, превышающей 280000 рублей |
3080 + 0,6 % с суммы, превышающей 280000 рублей |
5600 + 0,5 % с суммы, превышающей 280000 рублей |
72800 + 10,0 % с суммы, превышающей 280000 рублей |
Свыше 600000 рублей |
81280 + 2,0 % с суммы, превышающей 600000 рублей |
11320 рублей |
5000 рублей |
7200 рублей |
104800 + 2,0 % с суммы, превышающей 600000 рублей |
- все платежи в систему обязательного социального страхования производятся работодателем (до введения ЕСН работник переводил 1% своей оплаты труда в ПФ);
- управление социальными внебюджетными фондами, несмотря на участие в работе их правлений представителей профсоюзов и объединений работодателей, фактически осуществляется правительством Российской Федерации, а в отношении ТФОМС – региональными администрациями.
Рекомендуемое:
Международный опыт интервенций
В условиях режима фиксированного валютного курса центральный банк не в состоянии контролировать сроки и объемы операций на валютном рынке, поскольку он должен действовать автоматически в ответ на изменение спроса на иностранную валюту. При режиме плавающего валютного курса интервенции осуществляютс ...
Особенности
функционирования банковских пластиковых карточек на современном этапе развития
безналичных расчетов в Республике Беларусь
Одной из основных задач, решаемых при создании платежной системы, является выработка, и соблюдение общих правил обслуживания, проведения платежей и взаиморасчетов. Эти правила охватывают как чисто технические аспекты операций - стандарты данных, сообщений, протоколы передачи данных, процедуры автор ...
Основные цели деятельности, функции и операции Банка России
Центральные банки являются главным звеном денежно-кредитных систем практически всех стран, имеющих банковские системы. Особые место и роль центрального банка в финансовой системе современного государства определяются уровнем и характером развития рыночных отношений, при этом он всегда является орга ...