Для большинства банкиров первоочередным становится такой мотив слияний и поглощений, как разница в рыночной цене компании и стоимости ее замещения. Действительно, покупка региональных банков в настоящее время обходится дешевле, чем развитие собственной филиальной сети. Окупаемость филиала составляет в среднем два-три года; поэтому с точки зрения оптимизации расходов целесообразнее купить уже действующий банк с соответствующей сбытовой сетью, клиентской базой, избежав при этом бюрократических проволочек, связанных с созданием филиала.
Кроме того, к числу мотивов слияний и поглощений относят стремление повысить качество и эффективность управления. Данный мотив, как правило, актуален для менее эффективных банков, испытывающих трудности в управлении.
Очень существенными могут оказаться и налоговые мотивы, особенно если поглощаемая компания обладает значительными налоговыми льготами.
Стратегии выхода ТНБ и сам выход на новый рынок – все это во многом обусловлено характером регулирования в области банковской деятельности со стороны того государства, куда они стремятся проникнуть. Существующие ограничения на деятельность иностранных банков, как правило, не носят ярко выраженного запретительного характера и влияют скорее на форму, нежели на сам факт участия нерезидентов в банковском капитале той или иной страны. Наиболее распространенные формы такого рода ограничений:
- определение максимально допустимой доли нерезидентов в уставном капитале всех банков страны;
- повышенные требования к уставному капиталу банка, создаваемого нерезидентами;
- разрешительный режим открытия банков с участием нерезидентов;
- запрет на открытие филиалов иностранных банков;
- ограничение количества филиалов банков, принадлежащих нерезидентам;
- ограничение круга операций, выполняемых банками, контролируемыми нерезидентами;
- ограничения на использование иностранных трудовых ресурсов.
Законодательный режим страны пребывания оказывает наиболее сильное влияние на форму участия нерезидентов в банковских системах. Именно он во многом определяет выбор стратегии выхода на рынок.
Стремление ограничить долю участия нерезидентов в уставном капитале объясняется желанием государства сохранить контроль над финансовой системой своей страны и препятствовать массированному вывозу капитала за рубеж – в страны, где находятся собственники данных кредитных организаций. По мере роста финансовой глобализации и все более активного участия развивающихся стран в данном процессе необходимость в этом ограничении сужается.
Повышенные требования к уставному капиталу банков, создаваемых нерезидентам, обычно объясняются слабостью национальной банковской системы. Смысл этого ограничения состоит в том, чтобы защитить национальный сектор от значительно более мощных зарубежных финансовых структур. Но такие требования нарушают принцип естественной конкуренции, а их отмена свидетельствует о том, что государство признает свою банковскую систему состоявшейся.
Рекомендуемое:
Рекомендации и
перспективы развития применения банковских пластиковых карт в платежной системе
Республики Беларусь
Опыт экономически развитых стран в создании и совершенствовании систем расчетов по розничным платежам свидетельствует о следующих тенденциях в данной сфере, которые целесообразно учитывать при выработке стратегии развития в Республике Беларусь системы безналичных расчетов по розничным платежам: - в ...
Оценка абсолютных показателей доходности
Анализируемый коммерческий банк АО «Казкоммерцбанк» осуществляет свою деятельность на территории Республики Казахстан. АО "Казкоммерцбанк" в настоящее время является крупнейшим частным финансовым институтом Казахстана по размеру активов, ссудного портфеля и прибыли. Основной деятельностью ...
Операции банка с ценными бумагами
Банки являются наиболее активными участниками РЦБ. Наряду с вышеуказанными профессиональными видами деятельности они могут осуществлять выпуск эмиссионных и неэмиссионных ценных бумаг. Кредитные организации (банки) могут осуществлять как собственную эмиссию, так и эмиссию ценных бумаг для сторонних ...