Простейшей стратегией выхода ТНБ на международный рынок является представительство. Это учреждение с ограниченным набором услуг, с недорогостоящими организациями, которые занимаются поиском новых потребительских структур и служат своеобразным соединительным звеном для поддержания контактов с постоянными клиентами банка (то есть выполняют только информационные и консультационные функции). Представительства, как правило, не обладают правом осуществлять банковские операции, что фактически не позволяет говорить о реальном их присутствии на финансовом рынке. Правда, иногда на базе представительств могут быть организованы дочерние банки или филиалы.
Филиал как структурное подразделение банка, зарегистрированного на территории той или иной страны, подчиняется нормам регулирования именно этого государства, которые могут отличаться от существующих в стране пребывания штаб-квартиры ТНБ. В данном случае возможно получение дополнительных конкурентных преимуществ. Снятие запретов для иностранных банков на создание филиалов открывает им доступ на финансовые рынки развивающихся стран, позволяет уменьшить неоперационные расходы, обойти часть административных барьеров. Одновременно это означает усиление конкурентной борьбы за клиентов.
Основные плюсы создания филиалов:
для них не могут устанавливаться требования по формированию обязательных резервов, что ставит их в предпочтительное положение; это особенно актуально в условиях банковской системы в России, где требования по размерам обязательного резервирования превышают их аналоги в других странах в несколько раз;
они имеют больше возможностей по оптимизации налогообложения, поскольку не предоставляют в полном объеме отчетность в налоговые и надзорные органы страны пребывания;
их деятельность регулируется надзорными органами страны пребывания головного офиса; различия же в пруденциальных нормах между странами могут в ряде случаев создавать преференции определенной группе филиалов.
Но филиалы ТНБ могут быть связаны со спекулятивным капиталом, который способен дезорганизовать местные финансовые рынки, повысить на них соответствующие риски. Филиалы приходят и уходят, а местные банки остаются и должны брать на себя издержки по восстановлению нормальной рыночной среды.
Как правило, ТНБ используют данную организационную форму – филиалы – в рамках своей стратегии развития, руководствуясь правилом «следуй за своим клиентом». Филиал позволяет обеспечить клиентов банка необходимым набором банковских услуг при минимальных затратах. Вместе с тем в силу приведенных выше причин (связанных с конкуренцией и возможными спекулятивными операциями) существует масса ограничений и даже запретов на открытие филиалов иностранцами.
Если же банк преследует цель расширения ресурсной базы (resource searching strategy), а именно доступа к более дешевым кредитам или возможности проведения своих операций в международных финансовых центрах (Нью-Йорк, Лондон, Токио и т.п.), то открытие филиалов является оптимальным способом обеспечения его присутствия в той или иной стране (или центре).
Филиалы в меньшей степени, нежели непосредственно кредитные организации, занимаются кредитованием национального нефинансового сектора, предпочитая операции на международных финансовых рынках. Доля филиалов иностранных кредитных организаций в банковских системах различных стран в последние два года остается на стабильном уровне, что не позволяет говорить о доминировании этой формы. Обычно ТНБ используют другие формы присутствия на международных рынках.
Ограничения на открытие филиалов действует не только в России и Турции, но и в некоторых штатах США (Вашингтон, Делавер). Создание филиалов характеризуется невысокой степенью проникновения на иностранный рынок; оно лишь позволяет сохранить за собой имеющихся корпоративных клиентов. Данная стратегия в большей степени характерна для корпоративных и в меньшей степени – для инвестиционных банков.
Рекомендуемое:
Методы управления ликвидностью коммерческого банка
Коммерческие банки должны распределять привлеченные средства в различные виды активных операций, не снижая прибыльность и ликвидность. При этом коммерческие банки могут руководствоваться тремя методами размещения средств. В основе метода общего фонда средств метода лежит идея объединения всех ресур ...
Порядок приема платежей наличными денежными средствами в белорусских рублях
Прием наличных белорусских рублей в кассу учреждения Банка осуществляется по следующим документам: - объявлению на взнос наличными формы 0402510001, представляющему собой комплект документов, состоящий из объявления, ордера и квитанции (приложение 1); - извещению формы 0402280179, представляющему с ...
Краткая характеристика деятельности Сбербанка России
Исторически Сбербанк России отсчитывает свое основание с даты указа императора Николая I о создании сберегательных касс, подписанного в 1841 г. Акционерный коммерческий Сберегательный банк Российской Федерации создан в форме акционерного общества в соответствии с Законом РСФСР "О банках и банк ...