Работа с проблемными банками начинается с постановки системы выявления финансовых трудностей. Затем устанавливается характер и причина возникновения проблем, вырабатывается политика регулирования, включающая применение конкретных мер воздействия.
Признаками проблемности кредитных организаций можно подразделить на прямые и косвенные.
К прямым относятся:
- нарушение обязательных экономических нормативов и несоблюдение
резервных требований;
- резкие колебания остатков средств на корреспондентских счетах, особенно при условии, что минимальные остатки составляют критическую величину (близко к нулю);
- установление факторов грубых нарушений правил бухгалтерского учета, предоставление заведомо недостоверной отчетности, проведение рискованной кредитной и процентной политики;
- убыточная деятельность, включая необеспеченные собственными средствами вложения во внутреннюю инфраструктуру;
- выплата дивидендов при неудовлетворительном финансовом положении банка;
- отсутствие ежегодной аудиторской проверки деятельности банка;
- резкие изменения состава участников и руководства банка;
- негативная информация министерств и ведомств, граждан, средств массовой информации, жалобы клиентов на работу банка.
К косвенным признакам проблемности можно отнести:
- работу на высокорисковых и ненадежных рынках, которые имеют ограниченные перспективы развития;
- несбалансированность сроков привлечения и размещения средств;
- высокий удельный вес межбанковских кредитов в составе привлеченных банком ресурсов;
- агрессивную рекламу привлечения средств на условиях выше рыночных.
Среди арсенала мер воздействия Центрального банка на проблемные кредитные организации можно было бы выделить следующие меры стабилизационного характера:
а) совещания и консультации в надзорных органах, нацеленные на выработку путей преодоления финансовых трудностей;
б) принятие кредитной организацией письменных обязательств об устранении недостатков, исправление которых не предполагает вмешательство органов надзора в обычный режим банковской деятельности;
в) соглашение между кредитной организацией и банком России, которое заключается в целях преодоления более серьезных недостатков деятельности банка, когда адекватные шаги требуется предпринять немедленно, однако степень развития возникших проблем не угрожает платежеспособности банка;
г) письменное предупреждение банка России кредитной организации о выявленных недостатках и возможности применения мер воздействия;
д) предоставление банком России чрезвычайного (7 дней), ломбардного (90 дней) и других видов кредитов.
е) введение Временной администрации по управлению кредитной организацией для оценки реалистичности перспектив стабилизации деятельности или необходимости отзыва лицензии.
При присоединении проблемного банка к надежному банку Центральный банк РФ может создать на определенный срок режим наибольшего благоприятствования объединенной кредитной организации, включая:
а) предоставление кредита под залог ликвидных активов;
б) снижение норм отчислений в фонд обязательных резервов;
в) неприменение санкций за нарушение отдельных нормативов;
г) отсрочку погашения задолженности присоединенной кредитной
организации перед Банком России.
Меры административного характера - санкции:
а) штрафы;
б) предписания (распоряжение) об устранении недостатков и проведении мероприятий по финансовому оздоровлению;
в) предписание о замене руководства кредитной организации (филиала);
г) предписание о запрете на осуществление отдельных банковских операций;
д) предписание о запрете на открытие филиалов;
е) отзыв лицензии на осуществление банковских операций.
Рекомендуемое:
Страхование экологической ответственности
Экологическая ответственность – это экономико-правовой комплекс, соединяющий в себе нормы и соответствующие им отношения по возмещению и предупреждению вреда природной среде сохранения устойчивого баланса экономических и экологических интересов в процессе хозяйственной деятельности. Экологическая о ...
Формы и методы перестрахования
Существуют две основные формы перестрахования: факультативное и облигаторное и две смешанные: факультативно-облигаторное и облигаторно-факультативное Ø Факультативное перестрахование — это самая ранняя форма перестрахования, существовавшая на протяжении веков. Для него характерен добровольны ...
Нормативно-правовые документы, регулирующие деятельность
страховой компании
Система законодательства, регулирующая в настоящее время страховую деятельность в России, базируется на Гражданском Кодексе РФ и Федеральном Законе "Об организации страхового дела в РФ" (с изменениями и дополнениями от 31 декабря 1997 года). Гражданский Кодекс Российской Федерации, регули ...