Финансовое право регламентирует отношения между страховыми организациями, страхователями и государством по поводу образования и использования финансовых фондов в страховых организациях, главными из которых являются страховые резервы, в том числе отношения по определению состава затрат субъектов страховых отношений, определения налогооблагаемой базы страховщиков, расчета и уплаты налога на прибыль, налога на добавленную стоимость, иных видов налогов и обязательных платежей, и включает следующие основные нормативные акты: Налоговый кодекс РФ; План счетов бухучета финансово-хозяйственной деятельности страховых организаций и инструкция по его применению; Правила формирования страховых резервов по видам страхования иным, чем страхование жизни, от 18 марта 1994 года.
Юридические основания осуществления надзора за страховой деятельностью и основной перечень контрольных функций, осуществляемых надзором, установлены в некоторых статьях Закона «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (ст. 29, 31, 32), которые скорее упоминают эти функции, но не раскрывают их содержания. Государственный надзор за страхованием связан с осуществлением следующих контрольных функций:
—лицензирование страховой деятельности, включая контроль за финансовым состоянием, условиями страхования и обоснованностью страховых тарифов;
— установление порядка формирования страховых резервов;
— установление правил размещения страховых резервов (точнее — активов, покрывающих страховые резервы);
— установление нормативного соотношения между активами и обязательствами страховщика (маржа платежеспособности);
— установление форм и сроков предоставления бухгалтерской и статистической отчетности;
— регистрация страховых брокеров;
— ведение реестра страховщиков;
— приостановление и отзыв лицензий на право осуществления страховой деятельности.
Действующее гражданское законодательство не оставляет места для осуществления надзора за учреждением страховщика и реальностью его капитализации. Предписан лишь минимальный размер уставного капитала страховщика, установленный дифференцированно, в зависимости от предполагаемых направлений деятельности по страхованию: страхование жизни, страхование иное, чем страхование жизни, перестрахование. Процедура лицензирования, предусмотренная российским законодательством, включает контроль за: наличием достаточной суммы активов у страховщика; условиями страхования на предмет их соответствия нормам гражданского законодательства; обоснованностью страховых тарифов; соответствием правил формирования страховых резервов по страхованию иному, чем страхование жизни, установленным законодательными требованиями; бизнес-планом.
Выданная лицензия предоставляет страховщику право на проведение видов страховой деятельности, перечисленных в лицензии, в соответствии с правилами страхования, которые приводятся в приложении к ней. Последующее расширение перечня видов страхования (приложение к лицензии), вновь требует прохождения процедуры лицензирования, однако дополняется контролем со стороны надзора за соблюдением нормативного соотношения между активами и обязательствами (резервом платежеспособности).
Эффективность государственного надзора за деятельностью страховых организаций может быть сведена к следующим компонентам: использование достоверной и полной финансовой, бухгалтерской и иной информации; своевременность и полнота надзора; действенность и оперативность в применении санкций со стороны надзора.
Рекомендуемое:
Теории управления ликвидностью коммерческого банка
Теории управления банковской ликвидностью появились практически одновременно с организацией коммерческих банков. В настоящее время различают четыре особые теории: коммерческих ссуд, перемещения, ожидаемого дохода, связанные с управлением активами и теория управления пассивами. На практике в той или ...
Пути совершенствования процесса анализа
кредитоспособности заемщиков в ОСБ
В условиях рыночной экономики и жестких условиях конкурентной среды предъявляются достаточно высокие требования к деловой репутации банков. Поэтому, для сохранения деловой репутации в будущем, ОСБ 7125 должен уделять больше внимания проведению анализа и контроля рисков с целью снижения частоты их п ...
Анализ инвестиционной деятельности банков в России и за рубежом
Государственная инвестиционная политика определяет темпы и динамику развития экономики страны, ее конкурентоспособность. По активности роста инвестиционного рынка Россия занимает одно из первых мест в мире. По инвестиционному объему Россия входит в первую десятку европейских стран и занимает 7 мест ...