Стабилизация экономики, а затем и переход к фазе подъема невозможен без оживления инвестиционной сферы. Ключевым условием экономического подъема является способность российского финансового рынка обеспечить доступ российских предприятий к внутренним и внешним финансовым ресурсам.
Поэтому решение инвестиционной проблемы без формирования развитого рынка ценных бумаг и создания благоприятного климата для отечественных и зарубежных портфельных инвестиций невозможно. Исключительно важная роль рынка ценных бумаг для мобилизации и предоставления российской экономике инвестиционных ресурсов делает необходимой активную и целенаправленную политику государства в отношении развития рынка ценных бумаг. Формирование модели регулирования рынка должно быть адекватно конкретным условиям российской экономики, национальным интересам и традициям.
Важнейшая из задач реформирования российской экономики - это мобилизация внутренних долгосрочных источников инвестиций в реальный сектор экономики, и в особенности денежных средств населения.
Средства населения - основной источник средств, обращающихся на фондовых рынках развитых стран. В России основные участники - коммерческие банки, брокерские фирмы, инвестиционные фонды, финансовые компании, а также государственные органы, занимающиеся приватизацией. Хотя, по разным оценкам, инвестиционный потенциал населения России составляет 20-50 млрд. долл. Эти деньги работают не на Россию, а на экономику других стран.
Для улучшения экономической ситуации необходимо восстановление доверия инвесторов, и особенно населения страны. Восстановление доверия к российскому фондовому рынку подразумевает:
· политическую стабильность;
· доведение до граждан страны основ макроэкономической, денежно-кредитной и валютной политики государства;
· восстановление доверия к финансовому рынку через восстановление доверия к финансовым институтам;
· проведение правовой реформы.
При этом надо исходить из того, что спекулятивный период на фондовом рынке закончился. Инвесторов в гораздо большей степени, чем прежде, будут интересовать текущие и перспективные показатели работы предприятия, возможности получения доходов.
Предлагаемые меры должны предусматривать:
· реструктуризацию предприятий на основе закона о банкротстве;
· работу над совершенствованием законодательства, которое должно обеспечить предприятиям возможность беспрепятственного привлечения средств инвесторов с фондового рынка;
· работу с самими эмитентами для создания благоприятных условий привлечения ими средств через финансовый рынок (сюда же следует отнести и такой необходимый шаг, как совершенствование работы государственных органов, связанных с эмиссией, например, в плане сокращения сроков регистрации эмиссий и т.д.).
Значительную роль может сыграть развитие систем проектного финансирования. Для их развития необходимо:
· стимулировать (в том числе и через разумную налоговую политику) коммерческие банки участвовать в финансировании конкретных инвестиционных проектов с созданием системы гарантии возврата кредитов;
· поощрять выпуск различных финансовых инструментов под проектное финансирование, при этом установив минимальные сборы и отчисления в пользу государства (имея в виду, что налоговые послабления в период инвестирования окупятся впоследствии налогом на прибыль или налогом с продаж);
· создать систему разных по инвестиционным возможностям ценных бумаг, ориентированных на различные слои потребителей-инвесторов (например, по образцу США, где имеется несколько категорий ценных бумаг: одни могут быть предложены физическим лицам, другие - только профессиональным участникам рынка и т.д.).
Кроме того, одним из важнейших шагов в развитии инвестиционной направленности российской экономики должно стать реформирование рынка государственных и субфедеральных ценных бумаг, придание ему инвестиционной направленности.
Оживлению инвестиционной ситуации в стране должен способствовать вывод на фондовый рынок новых инструментов, таких как облигационные займы предприятий и векселя.
Для активной работы на фондовом рынке потенциальные инвесторы должны иметь:
· гарантии сохранности своих инвестиций (прежде всего от политических рисков);
Рекомендуемое:
Национальная валюта – символ суверенности государства. Графический символ
тенге
12 ноября 1993 года Президент Н.А. Назарбаев подписал указ «О введении национальной валюты Республики Казахстан». Этим указом в 8 часов 15 ноября того же года была введена национальная валюта – тенге. Разработка национальной валюты содержалась в строжайшем секрете и во многом напоминала не госзаказ ...
Внедепозитные операции коммерческих банков
К внедепозитным источникам привлечения ресурсов относятся межбанковские кредиты (МБК) и кредиты, полученные от ЦБ РФ. Свободными кредитными ресурсами торгуют устойчивые в финансовом отношении банки, у которых есть излишек ресурсов. Привлечение МБК может быть осуществлено самостоятельно, путем прямы ...
Социально-экономическая
сущность страховых взносов во внебюджетные фонды
Развитие экономики в ближайшие годы будет невозможно без значительного роста эффективности производства. Структура затрат предприятий во многом будет определять возможности развития в условиях нарастания ограничений экономического роста. Избыточные затраты (в том числе на труд) могут заметно ухудши ...