На эффективность денежно-кредитной политики влияют разнообразные факторы, что нельзя не учитывать при принятии стратегических и тактических решений в этой области. Она во многом зависит от согласованности действий правительства и Центрального банка в бюджетной сфере, в том числе в сфере управления внутренним и внешним долгом. Для России это весьма острая проблема, решение которой обеспечивает макроэкономическую стабильность и достижение цели денежно-кредитной политики по инфляции.
Важный фактор эффективности денежно-кредитной политики - наличие современного, развитого банковского сектора, поскольку он выступает одним из основных проводников в трансмиссионном механизме связи между решениями в области денежно-кредитной политики и состоянием реальной экономики.
Другой, не менее важный фактор - доверие общества к Центральному банку и проводимой им политике. Задача же центрального банка - правильно подбирать инструментарий для проведения денежно-кредитной политики в соответствующих условиях. Наиболее важными из них являются минимальные обязательные резервы, операции на открытом рынке ценных бумаг и ставка рефинансирования.
Учетная ставка рефинансирования – это процентная ставка, в соответствии с которой Центробанк предоставляет кредиты коммерческим банкам для поддержания текущей ликвидности (с 21.06.2010 – 16%). Ставка рефинансирования является индикатором процентной, депозитной и кредитной политики на рынке банковских ресурсов. Однако задачей ставки рефинансирования не является влияние на изменение текущей ситуации на межбанковском рынке. Рефинансирование банков в январе-июне текущего года осуществлялось путем регулярного предоставления банкам кредитов «овернайт», задолженность по которым оставалась на невысоком уровне.
Минимальные резервы - это обязательные вклады коммерческих банков в центральном банке, размер которых устанавливается законодательством в определенном отношении к банковским обязательствам (вкладам клиентов). Предусматривается, что нормативы обязательных резервов не могут превышать 20% обязательств кредитной организации и могут быть дифференцированными для различных кредитных организаций. В России с 1.01.2007 г. норматив обязательных резервов по депозитам физических лиц в рублях составил 7%, по привлеченным средствам юридических лиц в рублях и привлеченным средствам юридических и физических лиц в иностранной валюте - 10%.
Операции на открытом рынке сводятся к покупке или продаже центральным банком государственных ценных бумаг. Проведенные аукционы показали определенный интерес банков к новому инструменту денежно-кредитной политики, хотя объем операций пока был невелик.
Опыт применения инструментов денежно-кредитной политики в 2009 году продемонстрировал необходимость поиска такого набора инструментов, который мог бы применяться с одинаковой эффективностью при разных состояниях денежно-кредитной сферы и способствовать достижению целей денежно-кредитной политики.
Рекомендуемое:
Правовые основы банковской деятельности
Современные представления о сущности банка, характере его деятельности и роли в экономике во многом определяют содержание и структуру банковского законодательства. Источники банковского законодательства представляют собой многоуровневую систему нормативно-правовых актов и иных источников права. Иер ...
Особенности государственного регулирования российского
рынка ценных бумаг
Развитие российской экономики протекает на фоне инвестиционного кризиса, который выражается в острой нехватке инвестиционных ресурсов на рынке, и в нежелании инвесторов вкладывать средства в реальный сектор. Это произошло по нескольким причинам. Во-первых, это связано с общим неудовлетворительным с ...
Использование международных оффшорных зон
российским бизнесом
Распространенным способом использования оффшорной компании является создание ее представительств, а также дочерних компаний в России и других странах. В результате иностранная компания ведет бизнес через свой офис в России, сохраняя за собой право пользования счетами в зарубежных банках и участия в ...