Развитие системы банковского обслуживания России
Страница 3

Материалы » Акционерный коммерческий Сберегательный банк Российской Федерации » Развитие системы банковского обслуживания России

В Декрете (от лат. decretum - указ, постановление) ЦИК от 14 декабря 1917 г. о национализации банков было указано, что он издается «в интересах правильной организации народного хозяйства, в интересах решительного искоренения банковской спекуляции и всемирного освобождения рабочих, крестьян и всего трудящегося населения от эксплуатации банковским капиталом и в целях образования подлинно служащего интересам народа и беднейших классов единого Народного банка Российской республики». Декрет объявил банковское дело монополией государства и объединил все существовавшие в данный период времени банкирские конторы и частные акционерные банки с Государственным банком, которому были переданы их пассивы и активы. В течение 1918-1919 гг. были ликвидированы все виды дореволюционных кредитных учреждений (земельные и городские банки, общества взаимного кредита). Банковскую деятельность монопольно осуществлял Государственный банк, переименованный в Народный банк РСФСР. Однако и он Декретом СНК от 19 января 1920 г. был упразднен, а его активы и пассивы переданы Бюджетно-расчетному управлению Наркомфина.

Переход к НЭПу несколько оживил банковскую деятельность. Декрет СНК от 30 июня 1921 г. отменил всякие ограничения денежных сумм, которые могли находиться в руках частных лиц, а также установил впервые в советском законодательстве начало неприкосновенности вкладов и банковской тайны. Но после НЭПа было запрещено вексельное обращение, закрыты товарные и фондовые биржи. Это надолго прервало естественный процесс исторического развития кредитной системы России.

Глубокий экономический, социальный и финансовый кризис, охвативший все стороны жизни общества, не мог не отразиться на становлении банковской системы России. Четко организованная банковская система является одним из важнейших атрибутов рыночной экономики, ее центральным звеном. Расчетные и кредитные правоотношения составляют значительный объем всех хозяйственных отношений между предпринимателями – физическими и юридическими лицами независимо от их организационно-правовой формы. Они являются неотъемлемым элементом рыночной системы экономики, которая строится на партнерских отношениях, предполагающих взаимный интерес и соответственно возмездный характер этих отношений. Расчетные и кредитные отношения осуществляются с участием кредитных организаций (банков).

Банки в условиях рыночной экономики являются главными звеньями кредитной системы. Банковским законодательством СССР и России 1988-1991 гг. одноуровневая структура банковской системы была преобразована в двухуровневую, включающую Центральный банк Российской Федерации, а также филиалы и представительства иностранных банков. Первый уровень – Центральный банк Российской Федерации, второй – коммерческие банки.

В соответствии с законодательством создана сеть коммерческих банков: универсальных и специализированных, региональных и отраслевых. Но, как и во всех странах с рыночной экономикой, Центральный банк РФ является основным звеном банковской системы. В течение 1988-1989 гг. в Российской Федерации было создано более 150 коммерческих и кооперативных банков в основном на базе денежных накоплений отдельных отраслей промышленности. По состоянию на 1 июля 1996 г. число коммерческих банков в России составило 2150.

Но с 1996 г. началось их сокращение. Причем не только за счет снижения темпов роста банков, а в связи с их банкротствами, ухудшением финансового положения. При этом особенно резко стало уменьшаться количество паевых, мелких банков и банков с иностранным участием. К 1 октября 1997 г. количество коммерческих банков сократилось до 1764. И все же банковская система Российской Федерации постепенно развивалась. На 1 июля 2001 г. в России действуют 1261 банк и 1322 кредитные организации.

Современное положение на банковском рынке является относительно стабильным. Потенциалы экстенсивного расширения банковской сферы почти полностью исчерпаны, этому содействует ужесточение нормативных требований, насыщение традиционными банковскими услугами кредитного рынка, рост конкуренции в банковской сфере и другие факторы. В дальнейшей перспективе развития банковской системы обслуживания важную роль получит ее качественное совершенствование, которое может происходить в двух основных направлениях:

Страницы: 1 2 3 4

Рекомендуемое:

Биржевое котирование
Ранее мы установили, что главная задача любой биржи это - создание такого механизма (алгоритма) котирования, который бы отражал реальное соотношение спроса и предложения по данному активу, что выражается в получении некоторого усредненного значения цены за рассматриваемый отрезок времени. Чаще всег ...

Состав доходов страховщиков
В состав доходов страховщиков, учитываемых при расчете налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль, включаются: 1. Выручка страховщика, формируемая за счет: а) поступлений страховых взносов по договорам страхования, со страхования и перестрахования за вычетом страховых выплат, отчислений в с ...

Описание бизнес-процессов, протекающих в ОАО «Россельхозбанк»
Бизнес-процесс кредитования представляет собой процесс приобретения клиентом кредитного продукта. Рис.2 Информационный процесс выдачи кредита Процесс принятия решения по вопросу кредитования клиентских проектов и сделок в банках состоит из нескольких основных этапов. Первый этап заключается в предв ...

Навигация

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.binoly.ru