В процессе формирования ресурсной базы коммерческие банки активно используют такой источник, как депозитные сертификаты (ДС). Депозитный сертификат по сути является гибридным инструментом: официально — это депозитный счет, но практически ДС является разновидностью долговой расписки. Итак, по форме ДС могут быть отнесенные к депозитным обязательствам, но по экономическому содержанию их правомерно рассматривать как источник заимствования средств, поскольку инициаторами выпуска депозитных сертификатов всегда является банк.
Депозитный сертификат — это процентное долговое обязательство (расписка) банка, которое подтверждает вложения определенной суммы средств в банк на определенный срок по конкретной процентной ставке или по ставке, которая рассчитывается по условиям заключенного соглашения. Основная роль ДС состоит в обеспечении банков дополнительными источниками средства.
На финансовых рынках ходит несколько видов депозитных сертификатов: местные ДС, которые функционируют только на внутренних рынках; евровалютные депозитные сертификаты; сберегательные ДС, которые выпускаются большими сберегательными банками. Особой популярностью пользуются переводные ДС, которые можно неоднократно перепродавать на вторичном рынке к наступлению срока погашения. Для упрощения операции продажи ДС выпускаются в форме «на предъявителя». Ставка по депозитным сертификатам может быть как фиксированной, так и плавающей. около 80% всех депозитных сертификатов на международных рынках являются инструментами с фиксированной ставкой процента, и только 20% ДС предусматривают поэтапный просмотр ставки через определенные промежутки времени, то есть плавающую ставку.
Разновидностью переводных депозитных сертификатов является ДС большой стоимости (не меньшее 100 тыс. долл. США — «джумбо»). Переводные ДС ограничены короткими сроками погашения — большей частью от 7 дней до одного года. По депозитным сертификатам со сроком погашения свыше года проценты, как правило, выплачиваются каждые шесть месяцев. Евродолларовые ДС эмитируются большими банками, расположенными в финансовых центрах мира.
Большая часть евро-ДС являются краткосрочными, со сроками действия 30, 60 или 90 дней. Они не застрахованы и благодаря высокому кредитному риску и большой чувствительности к развитию политической и экономической ситуации в ряде стран, характеризуются высоким уровнем доходности сравнительно с аналогичными инструментами внутреннего рынка США.
Одним из методов реализации ДС является продажа его клиенту банка, при этом банковская операция состоит в переведении средств с одного счета, например, расчетного счета клиента, на другой — счет депозитного сертификата. Благодаря такой операции повышается стабильность ресурсной базы банка, поскольку ДС не могут быть изъяты из оборота к наступлению срока погашения. Кроме того, в некоторых странах, например, в США, требования обязательного резервирования относительно ДС отсутствуют, тогда как средства на других счетах подлежат резервированию. Итак, банк при продаже ДС, даже при условиях простого переведения средств по счетам, имеет определенные выгоды. Проанализировав динамику объемов продажи ДС, можно найти прямую зависимость между ростом данного показателя и возрастанием спроса на коммерческие кредиты.
Предлагая переводные депозитные сертификаты большой стоимости, банки заимствуют средства у компаний, фондов и отдельных лиц, лишь бы обеспечить свои кредиты другим компаниям, рассчитывая на получение прибыли от разности ставок.
Коммерческие бумаги — это краткосрочные необеспеченные долговые обязательства, срок оборота которых не превышает 270 дней. Рынок коммерческих бумаг возник в США в конце 60-х лет. Поэтому на его развитие значительно повлияло законодательство страны, согласно которому банки не имеют права прямого выпуска коммерческих бумаг. Такие инструменты заимствования средств выпускались известными компаниями с целью финансирования своих потребностей в оборотных средствах. Это позволяло им не пользоваться банковскими кредитами. В отличие от депозитных ставок, которые в США централизованно регулировались к началу 80-х гг., ставки по коммерческим бумагам были нереулируемыми. Банки создавали холдинговые компании или фирмы, которые находилось под их контролем и осуществляли выпуск коммерческих бумаг. Этот источник заимствования средств позволял банкам расширять ресурсную базу, несмотря на ограничение депозитных ставок. Период оборота коммерческих бумаг колеблется от 3-4 дней до 9 месяцев, продажа, как правило, происходит на дисконтной основе. Эти инструменты не относятся к ценным бумагам, поскольку являются необеспеченными долговыми обязательствами. В Украине рынок коммерческих бумаг отсутствует.
Рекомендуемое:
Проблемы осуществления инвестиционной деятельности
Проблемы участия российских банков в инвестиционном процессе во многом связаны со спецификой становления банковского сектора в нашей стране. Это порождает необходимость анализа участия банков в инвестировании экономики, как с точки зрения оценки их инвестиционных возможностей, так и с точки зрения ...
Совершенствование организации ипотечного кредитования в Кемеровском
отделении Сбербанка РФ
Основной проблемой ипотеки по мнению О.Золотухиной [22.С. 34], заключается в том, что для получения кредита заемщику требуется доход, который существенно превышает средние заработки даже в самых благоприятных регионах России, таких как Москва и Санкт-Петербург. Ситуация такова, что одни могут купит ...
Проблемы, направления и перспективы развития рынка ценных бумаг в России
Рынок ценных бумаг, как и любой быстро развивающийся рынок, имеет проблемы. Главными проблемами развития рынка ценных бумаг в России являются организационные, кадровые и методологические. Организационные проблемы связаны с отсутствием развитой инфраструктуры рынка и слабым информационным обеспечени ...