К сожалению, кредитная система в России слишком подвергнута влиянию государственной политики, проводимой ЦБ РФ и Минфином РФ в части налогообложения банков, определения и порядка выполнения отдельных видов операций. Возрастание возможностей для коммерческого банка пользования дополнительными ресурсами по линии межбанковского кредита способствует проведению более либеральной кредитной политики, снижению уровня процентных ставок. С другой стороны, высокие ставки налогов на банковскую прибыль способствуют повышению процентных ставок по ссудам и ограничению долгосрочных инвестиций. Законодательство в значительной степени препятствует развитию ипотечного кредитования, потребительского. Много искусственных преград на пути кредитования малого, среднего и крупного бизнеса;
Укрепление кредитной системы является непременным условием решения стратегических задач в области экономики, стоящих перед нашей страной. Большое значение придается региональным аспектам развития банковской системы. Финансовые ресурсы крайне неравномерно распределяются по территории страны. За пределами Центрального федерального округа и мегаполисов региональные предприятия и предприниматели сталкиваются с острейшим дефицитом средств. Такое положение дел не может удовлетворять. Территориальные диспропорции тормозят экономическое развитие и модернизацию хозяйства страны.
Все перечисленные выше проблемы позволяют говорить о необходимости существенной корректировки как кредитной политики самих банков, так и методологии регулирования их деятельности со стороны государства.
В числе важнейших мероприятий, способствующих совершенствованию кредитных отношений, необходимо выделить следующее:
- прозрачность кредитного рынка и его участников, развитие гарантийных услуг;
- создание взаимоприемлемых условий для сближения банковского капитала с предприятиями реального сектора экономики. В том числе и со стороны государства;
- правильная и точная оценка экономического потенциала региона, позволяющая банкам совершенствовать и строить свою кредитную политику на основании индивидуального подхода к каждому заемщику;
- ускорение перехода банков на международные стандарты финансовой отчетности, совершенствование системы банковского надзора;
- создание совершенной законодательной базы организации кредитования предприятий коммерческими банками;
- повышение уровня капитализации и создание долгосрочной ресурсной базы с учетом анализа рынков кредитных ресурсов в разрезе отраслей и экономико-географических регионов;
- необходим систематический (в режиме мониторинга) анализ макроэкономической информации с целью улучшения отраслевой структуры кредитного портфеля, поиска перспективных клиентов в разных отраслях и секторах экономики;
- минимальное участие государства в банковском секторе;
- снижение кредитных рисков путем диверсификации ссудного портфеля, тщательного анализа кредитоспособности и платежеспособности заемщика, применение методов обеспечения возвратности кредита (гарантий, страхования), формирование резервов для покрытия возможных потерь по ссудам;
- постоянное совершенствование технологий кредитования.
От вышеназванных мероприятий зависит развитие кредитных отношений в масштабах банковского сектора внутри страны и на международном уровне, а именно:
1. Улучшение кредитного климата в стране в целом, вывод денежных накоплений из тени;
2. Создание стабильной среды и развитие экономики в регионах, уход от сырьевого направления в сторону переработки и высоких технологий и как следствие, создание благоприятных предпосылок для привлечения иностранных инвестиций;
3. Правильно и рационально формирование, распределение и перераспределение национального дохода, регулирование денежного оборота;
4. Развитие промышленности, производства, сельского хозяйства, социального и иных секторов экономики;
5. Интеграция российской банковской системы в международное банковское сообщество;
6. Формирование высокого уровня доверия к российским банкам со стороны населения и иностранных инвесторов.
Вышеназванные мероприятия должны способствовать выходу российской банковской системы из того "чернового" варианта, в котором она находится в настоящее время, и дальнейшему динамичному развитию.
Рекомендуемое:
Проблемы управления ликвидностью коммерческого банка. Снижение рисков
ликвидности
Одной из важных задач управления любым банком является обеспечение соответствующего уровня ликвидности. Банк считается ликвидным, если он имеет доступ к средствам, которые могут быть привлечены по разумной цене и именно в тот момент, когда они необходимы. Это означает, что банк располагает необходи ...
Анализ операций с пластиковыми картами Уральского банка СБ России
Сбербанк России является крупнейшим банком Российской Федерации и СНГ. Его активы составляют четверть банковской системы страны, а доля в банковском капитале находится на уровне 30%. По данным журнала The Banker (1 июля 2009 г.), Сбербанк занимал 38 место по размеру основного капитала (капитала 1-г ...
Анализ инвестиционной деятельности ОАО "Дальневосточный
банк" в 2004-2006гг.
ОАО "Дальневосточный банк" (далее Банк) учрежден в 1990 году в форме открытого акционерного общества в соответствии с законодательством Российской Федерации. Банк работает на основании генеральной банковской лицензии №843, выданной ЦБ РФ с 15 июля 2003 года. Кроме того, Банк имеет следующ ...