К сожалению, кредитная система в России слишком подвергнута влиянию государственной политики, проводимой ЦБ РФ и Минфином РФ в части налогообложения банков, определения и порядка выполнения отдельных видов операций. Возрастание возможностей для коммерческого банка пользования дополнительными ресурсами по линии межбанковского кредита способствует проведению более либеральной кредитной политики, снижению уровня процентных ставок. С другой стороны, высокие ставки налогов на банковскую прибыль способствуют повышению процентных ставок по ссудам и ограничению долгосрочных инвестиций. Законодательство в значительной степени препятствует развитию ипотечного кредитования, потребительского. Много искусственных преград на пути кредитования малого, среднего и крупного бизнеса;
Укрепление кредитной системы является непременным условием решения стратегических задач в области экономики, стоящих перед нашей страной. Большое значение придается региональным аспектам развития банковской системы. Финансовые ресурсы крайне неравномерно распределяются по территории страны. За пределами Центрального федерального округа и мегаполисов региональные предприятия и предприниматели сталкиваются с острейшим дефицитом средств. Такое положение дел не может удовлетворять. Территориальные диспропорции тормозят экономическое развитие и модернизацию хозяйства страны.
Все перечисленные выше проблемы позволяют говорить о необходимости существенной корректировки как кредитной политики самих банков, так и методологии регулирования их деятельности со стороны государства.
В числе важнейших мероприятий, способствующих совершенствованию кредитных отношений, необходимо выделить следующее:
- прозрачность кредитного рынка и его участников, развитие гарантийных услуг;
- создание взаимоприемлемых условий для сближения банковского капитала с предприятиями реального сектора экономики. В том числе и со стороны государства;
- правильная и точная оценка экономического потенциала региона, позволяющая банкам совершенствовать и строить свою кредитную политику на основании индивидуального подхода к каждому заемщику;
- ускорение перехода банков на международные стандарты финансовой отчетности, совершенствование системы банковского надзора;
- создание совершенной законодательной базы организации кредитования предприятий коммерческими банками;
- повышение уровня капитализации и создание долгосрочной ресурсной базы с учетом анализа рынков кредитных ресурсов в разрезе отраслей и экономико-географических регионов;
- необходим систематический (в режиме мониторинга) анализ макроэкономической информации с целью улучшения отраслевой структуры кредитного портфеля, поиска перспективных клиентов в разных отраслях и секторах экономики;
- минимальное участие государства в банковском секторе;
- снижение кредитных рисков путем диверсификации ссудного портфеля, тщательного анализа кредитоспособности и платежеспособности заемщика, применение методов обеспечения возвратности кредита (гарантий, страхования), формирование резервов для покрытия возможных потерь по ссудам;
- постоянное совершенствование технологий кредитования.
От вышеназванных мероприятий зависит развитие кредитных отношений в масштабах банковского сектора внутри страны и на международном уровне, а именно:
1. Улучшение кредитного климата в стране в целом, вывод денежных накоплений из тени;
2. Создание стабильной среды и развитие экономики в регионах, уход от сырьевого направления в сторону переработки и высоких технологий и как следствие, создание благоприятных предпосылок для привлечения иностранных инвестиций;
3. Правильно и рационально формирование, распределение и перераспределение национального дохода, регулирование денежного оборота;
4. Развитие промышленности, производства, сельского хозяйства, социального и иных секторов экономики;
5. Интеграция российской банковской системы в международное банковское сообщество;
6. Формирование высокого уровня доверия к российским банкам со стороны населения и иностранных инвесторов.
Вышеназванные мероприятия должны способствовать выходу российской банковской системы из того "чернового" варианта, в котором она находится в настоящее время, и дальнейшему динамичному развитию.
Рекомендуемое:
Основные положения договора страхования
Типичная структура договора страхования включает следующие основные положения: 1. Определения. 2. Общие положения. 3. Объекты и предметы страхования. 4. Страховые риски. 5. Страховые суммы. 6. Порядок заключения договора страхования. 7. Порядок уплаты страховой премии (страховых взносов). 8. Сроки ...
Содержание правомочий клиентов по банковской тайне и пределы их осуществления
Содержание права клиента на банковскую тайну составляют правомочие требовать от банковских служащих сохранения тайны и правомочие предоставить соответствующую информацию (часть ее) другим лицам. В законодательстве установлены пределы сохранения банковской тайны. Справки по счетам и вкладам граждан ...
Оценка структуры банковской системы
Основная цель развития банковского сектора на среднесрочную перспективу (2005 – 2008 гг.) является повышение его устойчивости и эффективности функционирования, а конкретно: - усиление защиты интересов вкладчиков и других кредиторов банков; - повышение эффективности осуществляемой банковским секторо ...