Кроме того, в лицензии, выдаваемой страховщику, должны быть указаны конкретные виды страхования, которые страховщик вправе осуществлять. Однако орган страхового надзора выдает лицензии таким образом, что вопрос о конкретных видах страхования, которые вправе осуществлять страховщик, приобретает неоднозначное толкование.
Орган страхового надзора ввел понятие, не используемое в Законе "Об организации страхового дела", - вид страховой деятельности. На бланке лицензии указывается не вид страхования, а вид страховой деятельности. Виды же страхования перечисляются в приложении к лицензии. Бланк лицензии - защищенный от подделок документ, и на нем стоит подпись руководителя органа лицензирования и печать этого органа. Приложение к лицензии изготавливается на простом листе бумаги, на нем стоит подпись начальника управления или отдела и этот лист не скрепляется неотделимо с самим бланком лицензии. Иными словами, приложение к лицензии в том виде, как оно в настоящее время изготавливается, - это не документ. Такая практика выдачи лицензий с использованием терминологии, отсутствующей в законе, создает неоднозначность и приводит к спорным ситуациям.
Таким образом, можно отметить, что в самом процессе правового регулирования страховой деятельности имеется масса неточностей, которые приводят к серьезным проблемам, как в практической деятельности страховых компаний, так и контролирующих органов государственной власти.
Наряду с лицензированием, важным компонентом государственного регулирования в сфере страхования и ОСАГО, в частности, является государственный контроль деятельности страховых организаций.
В соответствии со статьей 30 № 4015-I ФЗ "Об организации страхового дела в Российской Федерации", государственный надзор осуществляется в целях соблюдения компаниями страхового законодательства, предупреждения и пресечения нарушений участниками отношений, регулируемых Законом, страхового законодательства, обеспечения защиты прав и законных интересов страхователей, иных заинтересованных лиц и государства, эффективного развития страхового дела. Страховой надзор осуществляется на принципах законности, гласности и организационного единства. Страховой надзор осуществляется органом страхового надзора и его территориальными органами.
Орган страхового надзора опубликовывает в определенном им печатном органе:
1) разъяснения вопросов, отнесенных к компетенции органа страхового надзора;
2) сведения из единого государственного реестра субъектов страхового дела, реестра объединений субъектов страхового дела;
3) акты об ограничении, о приостановлении или о возобновлении действия лицензии на осуществление страховой деятельности;
4) акты об отзыве лицензии на осуществление страховой деятельности;
5) иную информацию по вопросам контроля и надзора в сфере страховой деятельности (страхового дела);
6) нормативные правовые акты, принимаемые органом страхового регулирования.
4. Страховой надзор включает в себя:
1) лицензирование деятельности субъектов страхового дела, аттестацию страховых актуариев и ведение единого государственного реестра субъектов страхового дела, реестра объединений субъектов страхового дела;
2) контроль за соблюдением страхового законодательства, в том числе путем проведения на местах проверок деятельности субъектов страхового дела, и достоверности представляемой ими отчетности, а также за обеспечением страховщиками их финансовой устойчивости и платежеспособности;
3) выдачу в течение 30 дней в предусмотренных настоящим Законом случаях разрешений на увеличение размеров уставных капиталов страховых организаций за счет средств иностранных инвесторов, на совершение с участием иностранных инвесторов сделок по отчуждению акций (долей в уставных капиталах) страховых организаций, на открытие представительств иностранных страховых, перестраховочных, брокерских и иных организаций, осуществляющих деятельность в сфере страхового дела, а также на открытие филиалов страховщиков с иностранными инвестициями.
На деятельность ООО "Росгосстрах-Урал" наиболее значительное влияние оказывает деятельность Правительства РФ, Федеральной службы страхового надзора (Росстрахнадзор).
Федеральная служба страхового надзора осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
В Челябинской области и Уральском федеральном округе действует территориальный орган страхового надзора - Инспекция страхового надзора по Уральскому федеральному округу.
В функцию территориальных органов не входит выдача лицензий - лицензирование осуществляется непосредственно ФССН. Однако обязанности Инспекций предусматривают внесение в Службу предложений об ограничении, приостановлении или возобновлении действия лицензий, об их отзыве в случаях выявления субъектами страхового дела нарушений страхового законодательства, а также выдачу предписания согласно законодательству РФ.
Рекомендуемое:
Политика увеличения банковской прибыли АО
«Казкоммерцбанк»
В последние годы наблюдается положительная динамика роста показателей доходности активов и собственного капитала в целом по банковской системе [14]. На 1 октября 2006 года банками второго уровня был получен совокупный чистый доход в размере 88,1 млрд. тенге, что по сравнению с началом 2003 года бол ...
История возникновения
банковских пластиковых карточек
Время появления банковских пластиковых карточек является в определенной степени спорным вопросом. Все зависит от того, о каких карточках идет речь. Некоторые говорят о кредитных карточках, другие называют их банковскими, третьи - пластиковыми. Понятия эти хоть и пересекающиеся, но не совпадающие. Д ...
Проблемы развития банковского кредитования
Бурный рост кредитования, однако, не смог преодолеть гораздо более мощную встречную тенденцию - после двух лет активной динамики к повышению общие темпы прироста инвестиций в основной капитал снизились. Такова специфика отечественной модели инвестиционного процесса: она основана на самофинансирован ...