История становления и развития корреспондентских отношений
Страница 1

Материалы » Оптимизация корреспондентских отношений коммерческого банка » История становления и развития корреспондентских отношений

Уже в период классического капитализма с преобладанием свободной конкуренции основной причиной установления корреспондентских отношений являлась, кроме географических причин, дороговизна предоставляемых услуг для самих банков. Как правило, мелкие и средние по размерам активов и капитала банки покупали определенные услуги для своих клиентов у более крупных банков (к примеру, услуги по инкассированию), поскольку это экономило их издержки на проведение данных операций собственными усилиями. С точки зрения соотнесения затрат к масштабу совершаемых банковских операций мелкие и средние коммерческие банки значительно выигрывали. При этом они занимали те рыночные ниши, которые крупные банки в силу своей бюрократизации и неповоротливости не могли заполнить. С другой стороны, варьирование условиями и формами межбанковского сотрудничества можно увеличивать для кредитных организаций доход от одной и той же банковской услуги многократно, что будет показано далее. Грамотная и полноценная оптимизация корреспондентских отношений позволяет перейти с экстенсивного на интенсивный способ получения прибыли банковским учреждением.

Следовательно, если бы банки-корреспонденты не стремились к взаимной экономической выгоде от двустороннего корреспондентского сотрудничества, договорные отношения, тем более на заранее согласованный срок, между ними не заключались бы. Заметим, что извлечение и максимизация прибыли ранее не подчеркивались в качестве основополагающей цели корреспондентского дела.

Во многих отечественных научных изданиях в качестве цели установления и оптимизации корреспондентских отношений указывается создание возможности проведения различных банковских операций и предоставления услуг на различных региональных рынках. Особенно если речь идет о зарубежной корреспондентской сети коммерческого банка. Однако это не совсем верно. Во-первых, на сегодняшний день решать проблемы географической удаленности можно в рамках простых межбанковских отношений, которые не требуют длительности сотрудничества. Если банком установлены корреспондентские отношения, но при этом он использует их лишь для проведения нескольких операций в год в том или ином регионе, то можно считать, что его корреспондентская сеть на данных территориях функционирует де-юре, но не де-факто. Во-вторых, современный уровень развития капиталистического способа производства порождает процессы сильной интеграции мирового хозяйства. Унификация банковского дела, законодательства различных государств создают возможность для открытия многими банками своих зарубежных структур. Таким образом, для удовлетворения географических потребностей своей клиентуры у банков на сегодняшний день всегда есть альтернатива: либо устанавливать корреспондентские отношения, либо открывать зарубежный (региональный) филиал, отделение. Правда, следует отметить, что в настоящее время на карте мира остаются еще страны, законодательство и внутреннее регулирование которых не позволяет иностранным банкам открывать филиалы. Однако число таких стран, а также доля их в мировом валовом внутреннем продукте относительно малы. Следовательно, этими обстоятельствами при рассмотрении современных корреспондентских отношений можно пренебречь, тем более что интеграция мирового хозяйства неизбежно приведет к снятию подобных ограничений. Очевидно, что выбор одного из вышеуказанных путей развития международного бизнеса коммерческого банка зависит от экономической эффективности. То есть не столько региональными, сколько экономическими аспектами руководствуются нынешние коммерческие банки при рассмотрении вопроса целесообразности установления корреспондентских отношений. Отсюда можно сделать вывод, что в вопросе развития международных корреспондентских отношений определяющую роль играют экономия издержек, последующие финансовые результаты. Принятие решений по развитию какого-либо вида банковских услуг и (или) региональному направлению бизнеса осуществляется исходя из себестоимости данных услуг, себестоимости каналов их сбыта, а также потенциального банковского дохода, который может быть получен в будущем. Глобальное географическое расширение корреспондентской сети и (или) повсеместное открытие филиалов означало бы экстенсивную экспансию, которая не была бы подкреплена соответствующими технико-экономическими обоснованиями. История банковского дела знает много примеров непродуманного экстенсивного расширения присутствия коммерческих банков на разных региональных рынках путем открытия филиалов, отделений. Все они были неэффективны.

Страницы: 1 2

Рекомендуемое:

Анализ валютных операций ОАО «Альфабанк»
Альфа-Банк основан в 1990 году. Альфа-Банк является универсальным банком, осуществляющим все основные виды банковских операций, представленных на рынке финансовых услуг, включая обслуживание частных и корпоративных клиентов, инвестиционный банковский бизнес, торговое финансирование и управление акт ...

Получение и оприходование иностранной валюты в кассу предприятия
Итак, мы определили цели, на которые предприятие может использовать иностранную валюту. Следующим этапом будет оприходование иностранной валюты в кассу предприятия. Как известно, в кассу деньги могут поступить несколькими путями: - получение наличной иностранной валюты из банка; - получение налично ...

Понятие банковского продукта
В экономической литературе продолжается дискуссия по поводу содержания и разграничения таких понятий как «банковская операция», «банковская услуга», «банковский продукт». Анализ современной научной литературы позволил выделить различные подходы к определению данных понятий и провести их систематиза ...

Навигация

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.binoly.ru