Роль корреспондентских отношений в платежной системе
Страница 3

Материалы » Оптимизация корреспондентских отношений коммерческого банка » Роль корреспондентских отношений в платежной системе

Тезис, что в корреспондентском банковском деле клиентское обслуживание первично, а межбанковские сделки вторичны, на самом деле, довольно спорен. Он опирается на ту догму, что целью деятельности банков-корреспондентов является совершение платежных операций. На практике получается, что не всегда корреспондентские отношения изначально устанавливаются для оказания расчетного сервиса клиентуре двух банков. В каждом конкретном случае проектируется и реализуется индивидуальная история отношений. Несомненно, однако, что эта история характеризуется динамичностью и стадийностью. Вместе с тем данный подход к развитию корреспондентских отношений раскрывает их предмет, заключающийся в обслуживании клиентуры коммерческого банка и реализации собственных межбанковских операций (отметим двойственность предмета корреспондентских отношений). Следует отметить, что и предметом межбанковских отношений являются клиентское обслуживание и реализация собственных сделок кредитными организациями в финансово-кредитном механизме хозяйствования. Однако данное сходство можно признать как относительное, поскольку эта деятельность в рамках межбанковских отношений не носит систематического характера, обладает дискретностью и порой направлена на осуществление разовых транзакций.

Третье отличие заключается в цели корреспондентских отношений. Как представляется, ни взаимное выполнение операций, ни осуществление платежей и расчетов, ни корректное, честное и согласованное выполнение взаимных обязательств не могут служить их основной целью в условиях рыночной экономики. В условиях административно-хозяйственной экономики (как, к примеру, в СССР) подобные цели, возможно, и ставились, так как корреспондентские отношения между немногочисленными банками строились не на договорной, а на директивной основе (по указанию правительства), и служили принудительным способом объединения банковской и других систем в макроэкономическом плане. В рыночном хозяйствовании главной целью корреспондентского сотрудничества является получение прибыли от проводимых с банком-корреспондентом операций, направленных в соответствии с предметом корреспондентских отношений на обслуживание клиентов и совершение собственных межбанковских сделок (за исключением, может быть, некоторых аспектов корреспондентских отношений между центральными (национальными) и коммерческими банками). Следует отметить, что в отличие от корреспондентских отношений межбанковское сотрудничество не всегда ставит своей целью извлечение прибыли, тем более, когда оно носит эпизодический характер и обусловлено поручениями клиентов кредитных организаций (например, осуществление платежей в пользу банков-некорреспондентов). В ряде случаев осуществление таких операций для кредитных организаций может быть и убыточным. Однако эти операции проводятся, поскольку деловые контакты с банками-некорреспондентами не так уж часто бывают, а расходами, когда речь идет об обслуживании крупных и привилегированных клиентов, можно пренебречь.

Виды корреспондентских отношений подразделяются по своей направленности на:

- внутренние, когда они устанавливаются в рамках одной банковской группы (к примеру, между материнским и дочерними банками);

- внешние, когда они устанавливаются между экономически отдельными банковскими учреждениями;

- односторонние, когда корреспондентский счет открывается только в одном банке-корреспонденте;

- взаимные, когда открываются взаимные корреспондентские счета. По юридическому содержанию:

- полноценные, когда банки-корреспонденты могут с точки зрения действующего законодательства выполнять по поручению друг друга любые банковские операции;

- ограниченные, когда существуют законодательные ограничения для реализации договорных отношений.

По региональному содержанию:

- внутрирегиональные корреспондентские отношения;

- межрегиональные корреспондентские отношения;

- международные корреспондентские отношения.

По функциональному содержанию в зависимости от проводимых операций:

- основные: расчетно-ссудные в денежной форме или депозитарные по ценным бумагам, драгоценным металлам и прочим активам и т.д.;

- производные: консультационные, информационные и прочие. По срочности:

- срочные;

- бессрочные.

По степени зрелости:

- развитые;

- неразвитые.

По форме собственности субъектов корреспондентских отношений:

- государственные, между государственными банками;

- частные, между негосударственными банками;

- смешанные, между субъектами разных форм собственности.

Страницы: 1 2 3 4

Рекомендуемое:

Оценка эффективности введения страховых взносов на территории РФ
Современная практика государственного регулирования социально-экономического развития страны обусловливает необходимость перехода к формированию долгосрочных целевых ориентиров развития пенсионной системы РФ. Необходимость разработки долгосрочной стратегии развития пенсионной системы обусловлена не ...

Платежные системы на основе банковских пластиковых карточек: понятие механизмы и принципы функционирования
В литературе нет однозначного определения платежной системы. С точки зрения информационных технологий ее можно рассматривать как корпоративную информационную систему. И тогда под понятием платежная система следует иметь в виду совокупность инструментов и методов, применяемых в хозяйстве для перевод ...

Страхование интересов, связанных с жизнью, здоровьем, трудоспособностью и пенсионным обеспечением
Условно в эту группу относят Закон РФ от 28 июня 1991 г. № 1499-1 "О медицинском страховании граждан в РФ"[17]. В соответствии с его ст. 1 медицинское страхование является формой социальной защиты интересов населения в охране здоровья; цель медицинского страхования - гарантировать граждан ...

Навигация

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.binoly.ru