Тезис, что в корреспондентском банковском деле клиентское обслуживание первично, а межбанковские сделки вторичны, на самом деле, довольно спорен. Он опирается на ту догму, что целью деятельности банков-корреспондентов является совершение платежных операций. На практике получается, что не всегда корреспондентские отношения изначально устанавливаются для оказания расчетного сервиса клиентуре двух банков. В каждом конкретном случае проектируется и реализуется индивидуальная история отношений. Несомненно, однако, что эта история характеризуется динамичностью и стадийностью. Вместе с тем данный подход к развитию корреспондентских отношений раскрывает их предмет, заключающийся в обслуживании клиентуры коммерческого банка и реализации собственных межбанковских операций (отметим двойственность предмета корреспондентских отношений). Следует отметить, что и предметом межбанковских отношений являются клиентское обслуживание и реализация собственных сделок кредитными организациями в финансово-кредитном механизме хозяйствования. Однако данное сходство можно признать как относительное, поскольку эта деятельность в рамках межбанковских отношений не носит систематического характера, обладает дискретностью и порой направлена на осуществление разовых транзакций.
Третье отличие заключается в цели корреспондентских отношений. Как представляется, ни взаимное выполнение операций, ни осуществление платежей и расчетов, ни корректное, честное и согласованное выполнение взаимных обязательств не могут служить их основной целью в условиях рыночной экономики. В условиях административно-хозяйственной экономики (как, к примеру, в СССР) подобные цели, возможно, и ставились, так как корреспондентские отношения между немногочисленными банками строились не на договорной, а на директивной основе (по указанию правительства), и служили принудительным способом объединения банковской и других систем в макроэкономическом плане. В рыночном хозяйствовании главной целью корреспондентского сотрудничества является получение прибыли от проводимых с банком-корреспондентом операций, направленных в соответствии с предметом корреспондентских отношений на обслуживание клиентов и совершение собственных межбанковских сделок (за исключением, может быть, некоторых аспектов корреспондентских отношений между центральными (национальными) и коммерческими банками). Следует отметить, что в отличие от корреспондентских отношений межбанковское сотрудничество не всегда ставит своей целью извлечение прибыли, тем более, когда оно носит эпизодический характер и обусловлено поручениями клиентов кредитных организаций (например, осуществление платежей в пользу банков-некорреспондентов). В ряде случаев осуществление таких операций для кредитных организаций может быть и убыточным. Однако эти операции проводятся, поскольку деловые контакты с банками-некорреспондентами не так уж часто бывают, а расходами, когда речь идет об обслуживании крупных и привилегированных клиентов, можно пренебречь.
Виды корреспондентских отношений подразделяются по своей направленности на:
- внутренние, когда они устанавливаются в рамках одной банковской группы (к примеру, между материнским и дочерними банками);
- внешние, когда они устанавливаются между экономически отдельными банковскими учреждениями;
- односторонние, когда корреспондентский счет открывается только в одном банке-корреспонденте;
- взаимные, когда открываются взаимные корреспондентские счета. По юридическому содержанию:
- полноценные, когда банки-корреспонденты могут с точки зрения действующего законодательства выполнять по поручению друг друга любые банковские операции;
- ограниченные, когда существуют законодательные ограничения для реализации договорных отношений.
По региональному содержанию:
- внутрирегиональные корреспондентские отношения;
- межрегиональные корреспондентские отношения;
- международные корреспондентские отношения.
По функциональному содержанию в зависимости от проводимых операций:
- основные: расчетно-ссудные в денежной форме или депозитарные по ценным бумагам, драгоценным металлам и прочим активам и т.д.;
- производные: консультационные, информационные и прочие. По срочности:
- срочные;
- бессрочные.
По степени зрелости:
- развитые;
- неразвитые.
По форме собственности субъектов корреспондентских отношений:
- государственные, между государственными банками;
- частные, между негосударственными банками;
- смешанные, между субъектами разных форм собственности.
Рекомендуемое:
Особенности продвижения страховых продуктов
Основной тенденцией развития страхового маркетинга в России в ближайшие годы станет повышение внимания к соответствию свойств страховых продуктов потребностям потребителей. Наибольшие трудности для страховщиков представляет разработка и позиционирование новых страховых продуктов. Поэтому они должны ...
Развитие мировых систем социального страхования
Существует мнение, что само понятие социальное страхование появилось в Германии в 19 веке, когда по указанию Бисмарка был образован «Свод имперских законов», который включал законы о страховании по болезни, страхованию по несчастным случаям, и страхованию по инвалидности для промышленных рабочих [3 ...
Сущность рынка ценных бумаг
Финансовый рынок – это рынок, который опосредует распределение денежных средств между участниками экономических отношений. Одним из сегментов финансового рынка выступает рынок ценных бумаг, или фондовый рынок. Рынок ценных бумаг (РЦБ) – это рынок, который опосредует кредитные отношения и отношения ...