Роль корреспондентских отношений в платежной системе
Страница 3

Материалы » Оптимизация корреспондентских отношений коммерческого банка » Роль корреспондентских отношений в платежной системе

Тезис, что в корреспондентском банковском деле клиентское обслуживание первично, а межбанковские сделки вторичны, на самом деле, довольно спорен. Он опирается на ту догму, что целью деятельности банков-корреспондентов является совершение платежных операций. На практике получается, что не всегда корреспондентские отношения изначально устанавливаются для оказания расчетного сервиса клиентуре двух банков. В каждом конкретном случае проектируется и реализуется индивидуальная история отношений. Несомненно, однако, что эта история характеризуется динамичностью и стадийностью. Вместе с тем данный подход к развитию корреспондентских отношений раскрывает их предмет, заключающийся в обслуживании клиентуры коммерческого банка и реализации собственных межбанковских операций (отметим двойственность предмета корреспондентских отношений). Следует отметить, что и предметом межбанковских отношений являются клиентское обслуживание и реализация собственных сделок кредитными организациями в финансово-кредитном механизме хозяйствования. Однако данное сходство можно признать как относительное, поскольку эта деятельность в рамках межбанковских отношений не носит систематического характера, обладает дискретностью и порой направлена на осуществление разовых транзакций.

Третье отличие заключается в цели корреспондентских отношений. Как представляется, ни взаимное выполнение операций, ни осуществление платежей и расчетов, ни корректное, честное и согласованное выполнение взаимных обязательств не могут служить их основной целью в условиях рыночной экономики. В условиях административно-хозяйственной экономики (как, к примеру, в СССР) подобные цели, возможно, и ставились, так как корреспондентские отношения между немногочисленными банками строились не на договорной, а на директивной основе (по указанию правительства), и служили принудительным способом объединения банковской и других систем в макроэкономическом плане. В рыночном хозяйствовании главной целью корреспондентского сотрудничества является получение прибыли от проводимых с банком-корреспондентом операций, направленных в соответствии с предметом корреспондентских отношений на обслуживание клиентов и совершение собственных межбанковских сделок (за исключением, может быть, некоторых аспектов корреспондентских отношений между центральными (национальными) и коммерческими банками). Следует отметить, что в отличие от корреспондентских отношений межбанковское сотрудничество не всегда ставит своей целью извлечение прибыли, тем более, когда оно носит эпизодический характер и обусловлено поручениями клиентов кредитных организаций (например, осуществление платежей в пользу банков-некорреспондентов). В ряде случаев осуществление таких операций для кредитных организаций может быть и убыточным. Однако эти операции проводятся, поскольку деловые контакты с банками-некорреспондентами не так уж часто бывают, а расходами, когда речь идет об обслуживании крупных и привилегированных клиентов, можно пренебречь.

Виды корреспондентских отношений подразделяются по своей направленности на:

- внутренние, когда они устанавливаются в рамках одной банковской группы (к примеру, между материнским и дочерними банками);

- внешние, когда они устанавливаются между экономически отдельными банковскими учреждениями;

- односторонние, когда корреспондентский счет открывается только в одном банке-корреспонденте;

- взаимные, когда открываются взаимные корреспондентские счета. По юридическому содержанию:

- полноценные, когда банки-корреспонденты могут с точки зрения действующего законодательства выполнять по поручению друг друга любые банковские операции;

- ограниченные, когда существуют законодательные ограничения для реализации договорных отношений.

По региональному содержанию:

- внутрирегиональные корреспондентские отношения;

- межрегиональные корреспондентские отношения;

- международные корреспондентские отношения.

По функциональному содержанию в зависимости от проводимых операций:

- основные: расчетно-ссудные в денежной форме или депозитарные по ценным бумагам, драгоценным металлам и прочим активам и т.д.;

- производные: консультационные, информационные и прочие. По срочности:

- срочные;

- бессрочные.

По степени зрелости:

- развитые;

- неразвитые.

По форме собственности субъектов корреспондентских отношений:

- государственные, между государственными банками;

- частные, между негосударственными банками;

- смешанные, между субъектами разных форм собственности.

Страницы: 1 2 3 4

Рекомендуемое:

Порядок заключения договора страхования предпринимательского риска
Договор страхования должен быть заключен в письменной форме. Несоблюдение письменной формы влечет недействительность договора страхования, за исключением договора обязательного государственного страхования (ст. 969 ГК). Закон устанавливает два способа заключения договора страхования, применяемых пр ...

Деятельность Федерального фонда обязательного медицинского страхования по информатизации и информационная безопасность
Основными направлениями деятельности Федерального фонда обязательного медицинского страхования по информатизации в 2009 году являлись: проведение работ по организации единого информационного пространства системы обязательного медицинского страхования, созданию и развитию Государственной информацион ...

Организация ипотечного кредитования в Кемеровском отделении Сбербанка РФ
Общепризнанным лидером в банковском секторе традиционно остается Сбербанк РФ. Эта же тенденция наблюдается и сфере ипотечного кредитования. Объем выданных кредитов Сбербанка на 01 января 2008 г, составляет 395 665 млн. руб, доля ипотечных кредитов в общем портфеле кредитов, выданным физическим лица ...

Навигация

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.binoly.ru