При предоставлении банковских услуг по управлению капиталом частных клиентов расходы на содержание персонала являются доминирующей статьей, их доля составляет 60 – 65% всех издержек, при этом в отделах, осуществляющих обслуживание клиентов, они доходят до 200 тыс. евро на сотрудника, а в операционных подразделениях банка – до 100 тыс. евро на сотрудника. Среднее отношение расходов к доходам при стабильном функционировании составляет 40 – 50%. Что касается эффекта на масштабе, то его можно ожидать только при общей сумме управляемого капитала в размере 10 млрд евро.
Главные усилия нацелены на повышение эффективности деятельности консультантов приблизительно на 15% с помощью централизованного управления портфелем и его оптимального использования. Привлечение партнеров оказывает влияние на спектр продуктов и услуг, с его помощью отношение расходов к доходам может быть улучшено на 5 – 10%.
Высокая степень доверительности способствует повышению стабильности доходов управляемых портфелей. За последние годы среди крупных мировых банков темпы роста активов под доверительным управлением составляли 32%, что превышает темпы роста всего объема управляемых активов (23%). Оптимальным вариантом структуры является доля доверительного управления в общем объеме управляемых активов в размере 30%.
При организации Private Banking основной проблемой является управление риском. Для клиентов риск состоит в возможном падении доходности. Банк со своей стороны может попытаться обезопасить клиента посредством открытия противоположной позиции в одном или сразу в нескольких финансовых инструментах, т.е. провести хеджирование. Сама по себе хеджевая операция риск ограничит, однако не всегда может свести его на нет. В конечном счете немало зависит и от клиента: хочет ли он просто себя застраховать (так делают большинство клиентов) или намеревается убить двух зайцев сразу – защитить инвестиции от падения котировок (цен) и одновременно увеличить сбережения за счет их роста.
Во втором случае самым удачным инструментом являются опционы и производные от них продукты. Но в любом случае клиент будет искать возможность заплатить за страховку как можно меньше. А для банка это открывает дорогу для простой и взаимовыгодной сделки – заключения договора о присвоении части прогнозируемого дохода в обмен на предоставление хеджевых услуг.
Одним из широко используемых инструментов является форвардная операция. Обычно банк заключает с клиентом соглашение о форвардных ставках, защищающее инвестиции от движения краткосрочных процентных ставок вверх или вниз. Операции осуществляются на внебиржевом рынке. При этом банк не требует от клиента комиссионных, и все выплаты происходят по истечении соглашения.
Фьючерс в отличие от форварда торгуется на бирже, и клиент может отказаться от сделки в любое время до истечения договора.
Риск может быть нивелирован и посредством свопа (обмена) процентных ставок, свопа обязательств (обмена платежами) и свопа активов.
Многие клиенты предпочитают офшорное индивидуальное обслуживание, благодаря которому они могут обеспечить себе высокий уровень конфиденциальности, снизить налоговые выплаты или избежать их полностью, уйти от неприемлемых для них законов. Целью могут также являться и мошеннические операции или операции по отмыванию денег.
Четверть мирового рынка индивидуального обслуживания (около 250 млрд долл.) не подпадает под контроль национальных банковских систем клиентов.
Таблица 3 – Региональное и офшорное распределение капитала HNWI, %
В мире |
В офшорных зонах | |
Северная Америка |
35 |
20 |
Европа |
25 |
35 |
Азиатско-Тихоокеанский регион |
20 |
15 |
Латинская Америка |
10 |
15 |
Ближний Восток |
10 |
10 |
Рекомендуемое:
Проблемы управления банковскими ресурсами
При решении сложных финансово-хозяйственных проблем руководители банков сталкиваются со многими трудностями, в частности с проблемами управления банковскими ресурсами. Начнем с того, что выявление финансовых ресурсов связано с возможностью повышения эффективности использования имеющихся у банка рес ...
Проблемы страхования в ипотеке
Ипотека хотя и медленно, но все-таки развивается. При этом важным составным элементом отношений по ипотеке является страхование как способ обеспечения исполнения заемщиком своих обязательств по возврату кредита. Это обусловлено в первую очередь экономическими причинами - потребностью банков, выдавш ...
История возникновения пластиковой карты
Предшественниками современных карт были карточки, которые выпускали крупные американские отели, нефтяные компании и магазины в начале века. Эти товарные карточки имели два назначения – следить за счетом клиента и обеспечить механизм записи его покупок. Их появление было логическим продолжением опла ...