Министерство финансов РФ является федеральным органом исполнительной власти, который применяет правовые формы государственного регулирования рынка страховых услуг. В соответствии с Положением о Министерстве финансов РФ, оно принимает требования по обеспечению финансовой устойчивости страховщиков, а также формы их учета и отчетности.
Что касается органа страхового надзора - Федеральной службы страхового надзора, то ее функции выходят за рамки традиционного понимания надзора (контроля).
Понятие "страховой надзор" в Законе об организации страхового дела трактуется очень широко. Статья 30 названного акта помимо собственно контроля за соблюдением страхового законодательства, в том числе путем проведения на местах проверок деятельности субъектов страхового дела и достоверности представляемой ими отчетности, а также за обеспечением страховщиками их финансовой устойчивости и платежеспособности, содержит еще 8 организационных форм государственного регулирования рынка страховых услуг:
-лицензирование деятельности субъектов страхового дела;
-аттестация страховых актуариев;
-ведение единого государственного реестра субъектов страхового дела;
-ведение реестра объединений субъектов страхового дела;
-выдача разрешений на увеличение размеров уставных капиталов страховых организаций за счет средств иностранных инвесторов;
-выдача разрешений на совершение сделок с участием иностранных инвесторов по отчуждению акций (долей в уставных капиталах) страховых организаций;
-выдача разрешений на открытие представительств иностранных страховых, перестраховочных, брокерских и иных организаций, осуществляющих деятельность в сфере страхового дела;
-выдача разрешений на открытие филиалов страховщиков с иностранными инвестициями.
Лицензирование деятельности субъектов страхового дела является одной из основных организационных форм государственного регулирования рынка страховых услуг и осуществляется в соответствии с Законом об организации страхового дела. На страховую деятельность, за исключением пенсионного страхования, осуществляемого негосударственными пенсионными фондами, как и на деятельность профессиональных участников рынка ценных бумаг и деятельность кредитных организаций, действие Закона о лицензировании не распространяется. Терминологически было бы точнее говорить не о лицензировании деятельности субъектов страхового дела, а о лицензировании деятельности страховщиков - страховых организаций, обществ взаимного страхования и страховых брокеров, т.е. профессиональных участников рынка страховых услуг.
Страховые актуарии легитимируются в качестве субъектов страхового дела посредством аттестации. Для страховых агентов - физических лиц подобная легитимация не требуется, а страховые агенты - коммерческие организации легитимируются, как и любые другие субъекты предпринимательской деятельности, в порядке государственной регистрации юридических лиц. Для получения лицензии соискатель представляет в орган страхового надзора, в частности, сведения о страховом актуарии, расчеты страховых тарифов, положение о формировании страховых резервов, правила страхования по видам страхования. В ст. 32.4 Закона об организации страхового дела аннулирование лицензии или отмена решения о выдаче лицензии осуществляется в случаях непринятия соискателем лицензии мер для получения лицензии в течение двух месяцев со дня уведомления о выдаче лицензии, а также установления до момента выдачи лицензии факта представления соискателем лицензии недостоверной информации.
Таким образом, аннулированию лицензии придается здесь иной смысл, чем в Законе о лицензировании.
Осуществляя лицензионный контроль, орган страхового надзора вправе дать субъекту страхового дела предписание об устранении выявленного нарушения страхового законодательства. Согласно п. 2 ст. 32.6 Закона об организации страхового дела дается предписание.
Рекомендуемое:
Формы и виды страхования
Страхование (в собственном смысле) в зависимости от объекта страхования подразделяется на два вида: имущественное и личное. Объектом имущественного страхования являются имущественные интересы, связанные с: 1) владением, пользованием и распоряжением имуществом (страхование имущества); 2) обязанность ...
Функционирующие финансовые учреждения
Помимо некоторых ведущих европейских и американских банковских групп, присутствующих в Южной Африке, крупнейшими двадцатью банками Южно-Африканской республики являются: · АБСА Банк (ABSA Bank) · Стандард Банк ов Саут Африка (The Standard Bank of South Africa) · Недкор Банк (Nedcor Bank) · Ферст Неш ...
Исследование влияния реализованных проектов АО
"Банка развития Казахстана" на национальную экономику
В качестве национального института развития Банк Развития Казахстана на регулярной основе проводит исследование влияния реализованных проектов Банка на экономику Казахстана на основе результатов анкетного опроса предприятий-заемщиков Банка. Помимо прямых показателей влияния проектов (объемы произво ...