Анализ развития рынка страхования автогражданской ответственности в Российской Федерации и Челябинской области: причины, тенденции
Страница 4

Материалы » Опыт и проблемы государственного регулирования страхования автогражданской ответственности » Анализ развития рынка страхования автогражданской ответственности в Российской Федерации и Челябинской области: причины, тенденции

В настоящее время всеми участниками процесса страхования, активно дискутируется проблема повышения тарифов по ОСАГО. Инициаторами данного процесса выступают сами страховые компании и от их имени РАСО, которые настаивают на увеличении тарифов более чем на 20 процентов. Предложение обосновывается кризисом, бедственным положением компаний и т.п.

Минфин РФ данные предложения не отвергает, но требует увеличения размеров страховых выплат по дорожно-транспортным происшествиям (ДТП).

На сегодняшний день статьей 7 Федерального закона № 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" установлено, что страховая сумма, в пределах которой страховщик при наступлении каждого страхового случая обязуется возместить потерпевшим причиненный вред, составляет:

а) в части возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью каждого потерпевшего, не более 160 тысяч рублей;

б) в части возмещения вреда, причиненного имуществу нескольких потерпевших, не более 160 тысяч рублей;

в) в части возмещения вреда, причиненного имуществу одного потерпевшего, не более 120 тысяч рублей.

Минфином предлагается, чтобы страховая сумма за ущерб жизни и здоровью каждого потерпевшего была увеличена с 160 тыс. до 500 тыс. руб., а имуществу - с 120 тыс. до 150 тыс. руб. Предельная выплата за урон имуществу нескольких жертв ДТП повышается до 200 тыс. рублей, вместо действующих 160 тысяч.

С учетом рассмотренных выше проблем тарифного регулирования представляется, что позиции сторон не вполне адекватны сложившейся ситуации.

Страховщики требуют повышения тарифов, Минфин не возражает, но настаивает на увеличении предельных размеров страховых выплат.

Реальная проблема состоит не в размерах страховых премий или страховых выплат, а в самом сложившемся подходе к государственному тарифному регулированию, которое не учитывает инфляции, создает зоны убыточности или повышенной доходности ОСАГО, как в территориальном плане, так и по маркам автомобилей.

Представляется, что кардинальным решением проблемы страховых тарифов является отказ от государственного регулирования по опыту ряда зарубежных стран.

Однако, в условиях, когда государственная политика направлена в действительности на монополизацию рынка страховых услуг, такой вариант представляется не приемлемым.

Поэтому речь может идти только о существенных изменениях действующего порядка определения размеров страховой премии.

В этой связи представляется целесообразным внесение следующих изменений.

Во-первых, в качестве базовой ставки страхового тарифа должна использоваться не абстрактная величина 1980 рублей или иная установленная Правительством РФ сумма, а фактическая стоимость страхуемого транспортного средства в текущих ценах. Такая базовая ставка позволит учитывать и инфляционные тенденции.

Во-вторых, указанная стоимость должна корректироваться коэффициентом физического и морального износа транспортного средства.

В-третьих, территориальный коэффициент должен устанавливаться не в фиксированном размере, а по определенным правилам, установленным Правительством РФ в зависимости от степени аварийности в конкретном населенном пункте по данным Государственной инспекции безопасности дорожного движения.

Предлагаемые изменения позволят повысить гибкость государственной тарифной политики, большую адаптацию размеров тарифов к реальным условиям.

Вступившие с 1 марта в силу поправки к статье 11 Закона об ОСАГО, которые позволяют автомобилистам оформлять мелкие аварии без участия сотрудников ГИБДД и обращаться за возмещением ущерба в свою страховую компанию не столько разрешили существующие, сколько вызвали новые проблемы.

Первоначально планировалось, что новые правила вступят в силу еще 1 июля 2008 года. Однако этот срок пришлось передвинуть из-за того, что страховщики и профильные министерства оказались не готовы к введению новой системы.

В ряде зарубежных стран данный порядок действует уже давно.

Функционирует, например, аналогичная система во Франции, откуда, кстати, и скопирована российская модель.

Во Франции оформление мелких ДТП без участия полиции или жандармерии реально облегчает жизнь автомобилистам. В случае мелкой аварии - например, из-за царапин на бампере - автовладельцам не нужно дожидаться дорожной полиции. Прямое урегулирование убытков упрощает процедуру возмещения ущерба: потерпевший, вместо того, чтобы добиваться выплат от страховой компании виновника ДТП, обращается к собственному страховщику.

Однако для российских автомобилистов нововведения могут обернуться дополнительными проблемами при оформлении ДТП без участия сотрудников дорожно-патрульной службы (ДПС), поскольку малейшее несоблюдение любого из правил и условий, о которых многие даже и не догадываются, может закончиться отказом страховщика ОСАГО от произведения выплаты.

Страницы: 1 2 3 4 5

Рекомендуемое:

Сущность, функции и структура банковской системы Российской Федерации
Если в стране в достаточном количестве функционируют банки, кредитные учреждения, а так же экономические организации, которые выполняют отдельные банковские операции, то обычно говорят о наличии в стране банковской системы. Однако это совсем не так, потому что любая система должна отвечать следующи ...

Кризис ипотечного кредитования в России
В современной жизни термин "ипотека" рассматривается как залог недвижимого имущества с целью получения кредита. Выдавая кредиты, банки требуют оформить залоговый документ, в соответствии с которым имущество не передается кредитору в собственность, а остается у должника, что дает ему возмо ...

Характеристика основных видов ценных бумаг и оценка их доходности
В общем виде ценные бумаги представляют собой титулы собственности, т.е. такие юридические документы, которые свидетельствуют о праве их владельца на доход или на имущество. На фондовой бирже обращаются ценные бумаги: 1. Эмиссионные долевые ценные бумаги, которые представляют непосредственно долю и ...

Навигация

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.binoly.ru