Заключение
Страница 2

Материалы » Опыт и проблемы государственного регулирования страхования автогражданской ответственности » Заключение

Особенно эта тенденция усилилась в условиях экономического кризиса.

Предпринятые Правительством РФ в марте 2009 г. меры по корректировке страховых коэффициентов позволили несколько снизить напряженность в сфере страхования автогражданской ответственности, но в целом ситуация не изменилась. Более того, резкое увеличение страховых тарифов для большинства населенных пунктов Челябинской области вызвало напряженность во взаимоотношениях страховщиков и страхователей.

Страховщики требуют повышения тарифов, Минфин не возражает, но настаивает на увеличении предельных размеров страховых выплат.

Реальная проблема состоит не в размерах страховых премий или страховых выплат, а в самом сложившемся подходе к государственному тарифному регулированию, которое не учитывает инфляции, создает зоны убыточности или повышенной доходности ОСАГО, как в территориальном плане, так и по маркам автомобилей.

Представляется, что кардинальным решением проблемы страховых тарифов является отказ от государственного регулирования по опыту ряда зарубежных стран. Однако, в условиях, когда государственная политика направлена на монополизацию рынка страховых услуг, такой вариант вряд ли приемлем.

Поэтому речь может идти только о существенных изменениях действующего порядка определения размеров страховой премии.

В этой связи представляется целесообразным внесение следующих изменений.

Во-первых, в качестве базовой ставки страхового тарифа должна использоваться не абстрактная величина 1980 рублей или иная установленная Правительством РФ сумма, а фактическая стоимость страхуемого транспортного средства в текущих ценах. Такая базовая ставка позволит учитывать и инфляционные тенденции.

Во-вторых, указанная стоимость должна корректироваться коэффициентом физического и морального износа транспортного средства.

В-третьих, территориальный коэффициент должен устанавливаться не в фиксированном размере, а самими страховщиками по определенным правилам, установленным Правительством РФ в зависимости от степени аварийности в конкретном населенном пункте по данным Государственной инспекции безопасности дорожного движения.

Предлагается также установить порядок, при котором любому возможному изменению тарифов и пересмотру корректирующих коэффициентов ОСАГО должна предшествовать независимая экспертная оценка с привлечением общественных организаций автовладельцев и страховщиков.

Необходимо также установить прямую зависимость повышения стоимости страховых полисов с повышением сумм страховых выплат.

Предлагаемые изменения позволят повысить гибкость государственной тарифной политики, большую адаптацию размеров тарифов к реальным условиям.

Лицензирование компаний представляет собою сложный и продолжительный процесс, требующий значительных трудовых и финансовых затрат. Поэтому страховщики стремятся к тому, чтобы при проведении лицензирования получить санкцию на осуществление возможно более широкого перечня видов страхования. Однако, законодателем установлено ограничение в силу которого страховщик лишается лицензии на конкретный вид страхования, если не приступил к его фактическому осуществлению в течение 12 месяцев. Освоить же на практике все заявленные виды страховых услуг в течение указанного срока почти не реально и под силу только крупным, сложившимся страховым компаниям, имеющим разветвленную сеть филиалов и представительств.

Представляется, что рассматриваемое ничем не оправданное ограничение следует из законодательства исключить.

Кроме того, существуют неоднозначные толкования терминов "виды страхования" и "виды страховой деятельности", которые установлены подзаконными актами, но не даются в законе. Данное обстоятельство создает почву для произвольных решений Федеральной службы страхового надзора при оценке соблюдения страховыми компаниями лицензионных условий.

Целесообразно либо внести изменения в закон, которыми точно установить, что является видом страхования, а что – видом страховой деятельности, либо исключить из подзаконных актов отсутствующую в законодательстве терминологию.

Страницы: 1 2 3

Рекомендуемое:

Показатели доходности и прибыльности коммерческого банка
Эффективность банковской деятельности зависит от его способности приносить прибыль, чистый доход. Для оценки способности банка приносить чистый доход используют кроме анализа системы абсолютных показателей доходности, анализ системы относительных показателей доходности (рентабельности). Вертикальны ...

Брокерские услуги ОСБ
Являясь профессиональным участником рынка ценных бумаг, Сбербанк России предоставляет любому юридическому или физическому лицу (далее - «Инвестор»), являющемуся резидентом РФ, услуги, связанные с брокерским обслуживанием по ценным бумагам на Московской Межбанковской Валютной Бирже (далее - ММВБ). У ...

Финансовая устойчивость и платежеспособность страховой компании
Финансовая устойчивость страховщика представляет собой сохранение оптимального качественного и количественного состояния активов и обязательств, позволяющее страховой организации обеспечить бесперебойное осуществление своей деятельности и ее развитие. Эта устойчивость проявляется в постоянной сбала ...

Навигация

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.binoly.ru