Роль кредитных бюро в формировании информации о потенциальных заемщиках
Страница 1

Материалы » Анализ кредитоспособности клиента » Роль кредитных бюро в формировании информации о потенциальных заемщиках

Несмотря на возможность использования кредиторами разных источников информации в анализе кредитоспособности заемщика, Российская законодательная база на сегодняшний день не содержит нормативных документов, устанавливающих и регулирующих обязанность проведения банками анализа кредитоспособности клиента. В статье 24 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» содержится ссылка на то, что кредитная организация обязана вести внутренний контроль, обеспечивающий надлежащий уровень надежности, соответствующий характеру и масштабам проводимых операций[25].

Сложившаяся в России система раскрытия информации, трудоемкость ее сбора не позволяют полностью удовлетворить потребности инвесторов при анализе кредитоспособности заемщика. В этих условиях возникает необходимость образования компаний, специализирующихся на предоставлении информации о заемщиках — кредитных бюро, которые подразделяются на два типа: общие и специализированные[26]. Бюро общего типа снабжают клиентов как общей, так и специализированной информацией по организациям любой сферы деятельности. Специализированные бюро ограничивают набор своих услуг предоставлением информации по отдельным сферам деятельности или наиболее значимым организациям. Такая информация может публиковаться в специальных справочниках кредитного рейтинга. Кредитный рейтинг отражает мнение бюро по поводу надежности соответствующего лица в качестве заемщика. Бюро получают данные из разных источников: непосредственно от организации, путем изучения ее кредиторов и банковских связей, от государственных регистрационных и налоговых органов, страховых компаний.

Попытки создания кредитных бюро в России предпринимались с 1995 г. Но эти попытки наталкивались не только на законодательные барьеры, но и на барьеры, создаваемые из конкурентных соображений российских банков. Кроме того, затраты на создание общей российской единой системы таких бюро были высокими. Отсутствие информации о реальной кредитоспособности заемщика значительно увеличивает кредитные риски и сдерживает применение кредитных инструментов инвесторами.

В настоящие время действует федеральный закон от 30 декабря 2004г. № 218-ФЗ «О кредитных рисках» разработанный Минэкономразвития России, принятый совместно Правительством Российской Федерации и Банком России[27]. вступивший в силу 1 июня 2005 года. В законе определенны условия для создания системы бюро кредитных историй, обеспечивающих накопление, хранение и доступ к кредитным историям физических и юридических лиц. Закон в отличие от предшествующих законопроектов 1997 и 2003 г. (всего было по меньшей мере пять законопроектов, так и не ставших законами) направлен не на описание технических процедур работы бюро кредитных историй или создание бюро кредитных историй при каком-либо государственном органе, а на определение правил обращения с информацией, требований, предъявляемых к бюро кредитных историй, и защиту прав кредиторов и заемщиков. Здесь определяются «правила игры» и открывается возможность для частной инициативы по созданию бюро кредитных историй и их конкуренции[28].

Законом на Банк России возложена функция создания и ведения Центрального каталога кредитных историй (далее по тексту ЦККИ).

Задача Центрального каталога – дать возможность кредитору быстро определить все бюро кредитных историй, в которых хранятся записи кредитной истории о потенциальном заемщике, снизить вероятность получения «пустого» кредитного отчета (а на первоначальном этапе «накопления информации» вероятность этого велика) и обеспечить установленное Законом право заемщика на ознакомление со своей кредитной историей.

ЦККИ работает на безвозмездной основе, выполняя вспомогательную роль по отношению к формирующейся системе взаимодействия кредитных организаций, граждан и бюро кредитных историй. При этом Банк России в соответствии с Законом не выполняет контрольно-надзорные функции в отношении бюро кредитных историй, осуществляет временное хранение баз данных ликвидированных (реорганизованных, а также исключительных из государственного реестра бюро кредитных историй) бюро кредитных историй.

Деятельность ЦККИ носит важный инфраструктурный характер и в дальнейшем будет способствовать повышению доступности кредитных историй для кредиторов и субъектов кредитных историй и, в конечном счете, к снижению кредитных рисков в банковской системе России.

Основные функции кредитного бюро (архивов историй) должны заключаться в следующем: сбор и обработка информации, необходимой кредиторам для принятия решения о выдачи кредита; предоставление заинтересованным лицам полной, достоверной и соответствующей целям ее использования информации о заемщиках; защита информационных данных от несанкционированного доступа и возможности использования в целях, не соответствующих целям создания бюро.

Страницы: 1 2

Рекомендуемое:

Процедура получения кредитного отчета
ТОО «Первое кредитное бюро» предоставляет физическим и юридическом лица кредитные отчеты. Виды кредитных отчетов: Идентификационный кредитный отчет Основу идентификационного кредитного отчета составляет блок общей информации о субъекте кредитной истории, историческая идентификационная и адресная ин ...

Основные направления работы с проблемными банками
Работа с проблемными банками начинается с постановки системы выявления финансовых трудностей. Затем устанавливается характер и причина возникновения проблем, вырабатывается политика регулирования, включающая применение конкретных мер воздействия. Признаками проблемности кредитных организаций можно ...

Виды кредитных отчетов
Идентификационный кредитный отчет Основу идентификационного кредитного отчета составляет блок общей информации о субъекте кредитной истории, историческая идентификационная и адресная информация, накопленная системой по предоставленным поставщиками данным, для оценки достоверности данных, идентифици ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.binoly.ru