Несмотря на возможность использования кредиторами разных источников информации в анализе кредитоспособности заемщика, Российская законодательная база на сегодняшний день не содержит нормативных документов, устанавливающих и регулирующих обязанность проведения банками анализа кредитоспособности клиента. В статье 24 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» содержится ссылка на то, что кредитная организация обязана вести внутренний контроль, обеспечивающий надлежащий уровень надежности, соответствующий характеру и масштабам проводимых операций[25].
Сложившаяся в России система раскрытия информации, трудоемкость ее сбора не позволяют полностью удовлетворить потребности инвесторов при анализе кредитоспособности заемщика. В этих условиях возникает необходимость образования компаний, специализирующихся на предоставлении информации о заемщиках — кредитных бюро, которые подразделяются на два типа: общие и специализированные[26]. Бюро общего типа снабжают клиентов как общей, так и специализированной информацией по организациям любой сферы деятельности. Специализированные бюро ограничивают набор своих услуг предоставлением информации по отдельным сферам деятельности или наиболее значимым организациям. Такая информация может публиковаться в специальных справочниках кредитного рейтинга. Кредитный рейтинг отражает мнение бюро по поводу надежности соответствующего лица в качестве заемщика. Бюро получают данные из разных источников: непосредственно от организации, путем изучения ее кредиторов и банковских связей, от государственных регистрационных и налоговых органов, страховых компаний.
Попытки создания кредитных бюро в России предпринимались с 1995 г. Но эти попытки наталкивались не только на законодательные барьеры, но и на барьеры, создаваемые из конкурентных соображений российских банков. Кроме того, затраты на создание общей российской единой системы таких бюро были высокими. Отсутствие информации о реальной кредитоспособности заемщика значительно увеличивает кредитные риски и сдерживает применение кредитных инструментов инвесторами.
В настоящие время действует федеральный закон от 30 декабря 2004г. № 218-ФЗ «О кредитных рисках» разработанный Минэкономразвития России, принятый совместно Правительством Российской Федерации и Банком России[27]. вступивший в силу 1 июня 2005 года. В законе определенны условия для создания системы бюро кредитных историй, обеспечивающих накопление, хранение и доступ к кредитным историям физических и юридических лиц. Закон в отличие от предшествующих законопроектов 1997 и 2003 г. (всего было по меньшей мере пять законопроектов, так и не ставших законами) направлен не на описание технических процедур работы бюро кредитных историй или создание бюро кредитных историй при каком-либо государственном органе, а на определение правил обращения с информацией, требований, предъявляемых к бюро кредитных историй, и защиту прав кредиторов и заемщиков. Здесь определяются «правила игры» и открывается возможность для частной инициативы по созданию бюро кредитных историй и их конкуренции[28].
Законом на Банк России возложена функция создания и ведения Центрального каталога кредитных историй (далее по тексту ЦККИ).
Задача Центрального каталога – дать возможность кредитору быстро определить все бюро кредитных историй, в которых хранятся записи кредитной истории о потенциальном заемщике, снизить вероятность получения «пустого» кредитного отчета (а на первоначальном этапе «накопления информации» вероятность этого велика) и обеспечить установленное Законом право заемщика на ознакомление со своей кредитной историей.
ЦККИ работает на безвозмездной основе, выполняя вспомогательную роль по отношению к формирующейся системе взаимодействия кредитных организаций, граждан и бюро кредитных историй. При этом Банк России в соответствии с Законом не выполняет контрольно-надзорные функции в отношении бюро кредитных историй, осуществляет временное хранение баз данных ликвидированных (реорганизованных, а также исключительных из государственного реестра бюро кредитных историй) бюро кредитных историй.
Деятельность ЦККИ носит важный инфраструктурный характер и в дальнейшем будет способствовать повышению доступности кредитных историй для кредиторов и субъектов кредитных историй и, в конечном счете, к снижению кредитных рисков в банковской системе России.
Основные функции кредитного бюро (архивов историй) должны заключаться в следующем: сбор и обработка информации, необходимой кредиторам для принятия решения о выдачи кредита; предоставление заинтересованным лицам полной, достоверной и соответствующей целям ее использования информации о заемщиках; защита информационных данных от несанкционированного доступа и возможности использования в целях, не соответствующих целям создания бюро.
Рекомендуемое:
Анализ развития рынка ценных бумаг в 2000-2007 гг.
На протяжении 2000 – 2007 г.г. рынок ценных бумаг динамично развивается. Например, суммарные обороты на рынке суммарные выросли в 2004 г. на 44% по сравнению с 2003 годом[2]. Наибольший рост объемов торгов в 2004 году зафиксирован на вторичном рынке облигаций - более чем двукратный[3]. Выявлено так ...
Страхование экологической ответственности
Экологическая ответственность – это экономико-правовой комплекс, соединяющий в себе нормы и соответствующие им отношения по возмещению и предупреждению вреда природной среде сохранения устойчивого баланса экономических и экологических интересов в процессе хозяйственной деятельности. Экологическая о ...
Анализ развития рынка ценных бумаг в 2000-2007 гг.
На протяжении 2000 – 2007 г.г. рынок ценных бумаг динамично развивается. Например, суммарные обороты на рынке суммарные выросли в 2004 г. на 44% по сравнению с 2003 годом[2]. Наибольший рост объемов торгов в 2004 году зафиксирован на вторичном рынке облигаций - более чем двукратный[3]. Выявлено так ...