Механизм осуществления расчетов банковскими пластиковыми карточками в ОАО «Белвнешэкономбанк»
Страница 2

Материалы » Совершенствование расчетов банковскими пластиковыми карточками » Механизм осуществления расчетов банковскими пластиковыми карточками в ОАО «Белвнешэкономбанк»

Это обусловлено недостаточностью собственных финансовых источников и отсутствия финансовой помощи со стороны государства, а так же в связи с ростом конкуренции со стороны других банков Республики Беларусь.

На начальном этапе своей деятельности с пластиковыми карточками, ОАО «Белвнешэкономбанк» активно организовывал пункты выдачи наличных денежных средств.

Можно отметить, что за период с 2002 по 2008 год количество ПВН постоянно растет одновременно для карточек всех систем. На 01.01.2003 года их количество составляло 82, в то время как на 01.01.2009 года их число увеличилось в 4,5 раза и составило 376.

Следует также отметить, что создать ПВН относительно легко. В качестве ПВН могут быть использованы касса головного банка, кассы его филиалов, расчетно-кассовые центры, обменные пункты, где установлен телефонный аппарат, и сотрудник банка обучен действиям по операциям с карточкой. Этим и объясняется неуклонный рост числа ПВН ОАО «Белвнешэкономбанка».

Держатели банковских карточек могут осуществлять операции связанные с получением наличных денежных средств в ПВН, банкоматах, безналичной оплатой товаров (услуг) в ОТС, а также пользоваться дополнительными услугами банка, то есть:

- получать оперативную информацию о состоянии счета (банкомат, платежный терминал);

- осуществлять коммунальные и приравненные к ним платежи с использованием банкомата или специализированного терминала;

- пополнять счета наличными денежными средствами с использованием карточки;

- осуществлять платежи (оплата неустойки, членских взносов, обязательных и иных платежей).

Клиент, придя в ОТС, будь то магазин или отделение банка, и предъявив карточку, получает товар или услугу в обмен на первый экземпляр квитанции, обычно называемой слипом (от английского slip - бланк, регистрационная карточка). На слипе фиксируется номер карточки, код и координаты пункта обслуживания, сумма товара (услуги), дата операции, после чего слип подписывается как держателем карточки, так и продавцом (кассиром). Подпись клиента на слипе означает то, что он уполномочивает списать с его карт-счета сумму, обозначенную на слипе, после чего слипы отправляются в банк для клиринга.

ОТС представляет второй экземпляр слипа в банк и на основании него получает денежное возмещение в безналичной форме за вычетом комиссии банка. ОАО «Белвнешэкономбанк» выставляет счет держателю карточки и кредитует его, впоследствии получая от него плату. В случае дебетовой карточки банк автоматически списывает сумму операции со счета держателя карточки.

Обслуживание пользователей карточек в ОТС и ПВН осуществляется согласно договора и руководства по приему карточек к оплате, выполнение требований которых является обязательным. Руководство должно содержать виды карточек, принимаемых к оплате, порядок проверки годности карточки, а также принадлежности ее клиенту, действия персонала ОТС при возникновении нештатных ситуаций, порядок проведения авторизации, лимиты авторизации, образцы и порядок оформления отчетных документов по результатам операций с карточкой.

Обслуживание держателей карточек осуществляется с использованием:

- электронного терминала, который программно формирует карт-чеки по каждой операции и реестр (отчет) операций по итогам дня в виде электронного документа и его бумажной копии;

- импринтера, при использовании, которого карт-чеки (слипы) заполняются вручную, и оформляется отчет;

- специализированного автоматизированного рабочего места (аппаратно-программного комплекса), функции которого и документооборот по проведенным операциям аналогичны функциям и документообороту по операциям с использованием электронного терминала;

- без использования специального оборудования в случаях, оговоренных в правилах систем и договоре банка с ОТС, ПВН, когда держатель карточки и сама карточка не представлены. В этом случае платежный документ оформляется кассиром вручную на основании заявления (поручения) держателя карточки и включается в общий отчет ОТС, ПВН. Очень важным вопросом в развитии инфраструктуры является установка банкоматов для обслуживания карточек.

Следует заметить, что ОАО «Белвнешэкономбанк» устанавливает банкоматы для обслуживания карточек только международных систем VISA и Eurocard/MasterCard. Увеличение количества предприятий торговли, принимающих карточки к оплате, не ведет к росту количества счетов в банках. В связи с этим для банка приоритетом является создание заинтересованности для граждан страны в открытии счета банковской карточки, а они более охотно идут на сотрудничество с банком, если имеется гарантия круглосуточного доступа к счету. За последние 6 лет отношение ОАО «Белвнешэкономбанк» к развитию сети банкоматов изменилось, что привело к потери значительной доли рынка по установленным банкоматам. За этот период доля установленных банкоматов с 23% понизилась до 4%, в то время когда доля других банков напротив возросла. Широкая сеть банкоматов обеспечена главным образом учреждениями АСБ «Беларусбанк». Однако активное участие приняли и другие банки. Динамика распределения устройств самообслуживания между учреждениями банков в г. Минске наглядно видно на рисунке 2.4 и рисунке 2.5.

Страницы: 1 2 3 4 5

Рекомендуемое:

Цели денежно-кредитной политики
Основополагающей целью кредитно-денежной политики является помощь экономике в достижении общего уровня производства, характеризующейся полной занятостью и отсутствием инфляции, а также стабильности цен. Кредитно-денежная политика состоит в изменении денежного предложения с целью стабилизации совоку ...

Обеспечивающие условия внедрения предложенных рекомендаций
Одним из наиболее важных условий обеспечивающих успех ООО КБ «Дельта» на рынке банковских услуг по обслуживанию внешнеэкономической деятельности, является создание специального отдела по работе с субъектами внешнеэкономической деятельности (т. к. существует только небольшое подразделение, которое н ...

Разрушение системы страхования и ее восстановление в 20-е гг.
Революционные события 1917 г. резко изменили всю систему страховой защиты населения. В 1918—1920 гг. была сделана попытка полной ликвидации системы страхования. В 1918г. страхование во всех его видах и формах было объявлено государственной монополией. Все частные страховые общества, включая обществ ...

Навигация

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.binoly.ru