Обобщая вышеизложенное, можно констатировать, что доступность жилья является многомерной категорией, в которой в сложной форме переплетаются различные социально-экономические, демографические и поведенческие взаимосвязи. С учётом их специфического влияния на доступность улучшения жилищных условий можно структурировать основные факторы по отдельным группам. Однако подобная классификация в определенной степени носит условный характер: значимость тех или иных факторов на доступность проявляется сквозь призму и на фоне проводимой государством и муниципальными образованиями жилищной политики, что усиливает влияние одних факторов и ослабляет влияние других (Приложение Г).
На практике основным показателем состояния рынка жилья с точки зрения возможности приобретения гражданами квартир является коэффициент доступности жилья (КДЖ). Он вычисляется в процессе сопоставления доходов населения с ценами, сложившимися на национальном рынке или рынке конкретно выбранного региона и измеряется как отношение средней стоимости стандартной квартиры (общей площадью 54 кв. метра) к среднему годовому доходу семьи из трёх человек (двое взрослых и ребёнок). КДЖ показывает, сколько лет потребуется такой семье для приобретения жилья при существующем у неё уровне дохода.
Для расчёта коэффициента доступности жилья по традиционной методике, существует формула, которую можно найти в публикациях А.А. Кольева:
Ki= , (2.1)
где Ki – КДЖ без учета потребительских расходов;
V – средняя стоимость единицы площади (кВ.м.) жилья, руб.;
S – площадь жилья, кв.м.;
I – среднедушевой доход семьи, руб/чел. в год;
N – количество человек в семье.
Но данная формула не дает реальную оценку доступности жилья. Для расчетов необходимо применить формулу предложенную Фондом «Института экономики города», позволяющая рассчитывать КДЖ с учётом минимальных потребительских расходов. Эта формула приведена ниже.
Kiе = , (2.2)
где Kiе – КДЖ с учетом потребительских расходов;
Е – среднедушевые потребительские расходы семьи, руб/чел/год.
Формулы (2.1) и (2.2) являются статичными, поэтому вычислять с их помощью прогнозного значения невозможно. Они отражают величину КДЖ лишь на фиксированный момент времени, например конец года. К недостаткам формул (2.1) и (2.2) можно отнести:
– показатели среднедушевого дохода (I) потребительских расходов (E) семьи не отражают изменения доходов и расходов, хотя подобные изменения существуют, что подтверждается данными статистики;
– показатель средней стоимости квадратного метра жилья (V) также не отражает изменения стоимости жилой недвижимости, в то время как жильё в Российской Федерации дорожает[11].
Таким образом, из-за указанных недостатков по формулам (1) и (2) невозможно рассчитать прогнозные значения КДЖ даже на ближайшие годы, что усложняет аналитическую работу.
По данным Росстата для Республики Татарстан и данным ОАО «ЖИК» города Нефтекамска были рассчитаны коэффициенты доступности жилья на 2004 – 2009 гг. Расчеты производились на основании данных о средних ценах на вторичном рынке жилья в России[18].
В расчёте использовались данные, взятые для среднестатистической семьи из 3-х человек (двое родителей и ребенок) и средней стоимости стандартной квартиры (общей площадью 54 кв. метра) в разные периоды времени (с 2004 по 2009 годы).
Таблица 2.1 – Экономические показатели рынка жилья.
Средняя стоимость 1 кв.м. в РТ, руб. |
Стоимость жилья, руб. |
Среднедушевые доходы /год, руб. |
Среднедушевые потребительские расходы / год, руб. | |||||
РТ |
НК |
РТ |
НК |
РТ |
НК |
РТ |
НК | |
2004 |
14753,5 |
12500 |
796689 |
594000 |
49846,8 |
76089,6 |
37600,8 |
61597,2 |
2005 |
17854,56 |
15000 |
964146,24 |
783000 |
74352 |
88560 |
61920 |
75052,8 |
2006 |
31667,46 |
18400 |
1710042,84 |
810000 |
111746,4 |
111098,4 |
87850,8 |
95832 |
2007 |
35133,83 |
22000 |
1897226,82 |
961200 |
150919,2 |
160202,4 |
109309,2 |
135850,5 |
2008 |
38076,49 |
27000 |
2056130,46 |
993600 |
181267,2 |
179408,4 |
132522 |
145602 |
2009 |
37147,69 |
29000 |
2005975,26 |
1188000 |
211783,2 |
205242 |
132760,8 |
168760,8 |
Рекомендуемое:
Органы государственного контроля и надзора за
страховой деятельностью, их функции и полномочия
Важнейшим элементом системы государственного регулирования страховой деятельности являются органы, реализующие свои полномочия по контролю и надзору в данной сфере. Основными органами, осуществляющими контроль и надзор в данной сфере, являются Министерство финансов РФ, Федеральный орган исполнитель ...
Понятие, сущность, цели и задачи финансов коммерческого банка
Деятельность коммерческих банков в России регламентируется Федеральным законом от 2 декабря 1990 г. №395-1 «О банках и банковской деятельности». Коммерческий банк - это юридическое лицо (коммерческая организация), основная цель деятельности, которого состоит в извлечении прибыли от посреднических о ...
История развития ипотеки в России и за рубежом
Ипотека как элемент хозяйственной жизни уходит глубокими корнями в историю. Само понятие «ипотека» пришло в мировую финансово-экономическую систему из древней Греции – его ввел архонт Солон в VI веке до н. э. Предшественник солона – Драконт – ввел в 621 г. до н. э. порядок, согласно которому, любые ...