Жилище – одна из самых важных сторон жизнедеятельности человека, необходимая для удовлетворения как сугубо биологических (защита от воздействий окружающей среды, безопасность и прочее), так и социальных (обособление и индивидуализация, защита от воздействий социальной среды) потребностей. Наличие или возможность приобретения жилья является одной из характеристик качества жизни граждан региона, влияющей на все его аспекты. В свою очередь, качество жизни является составляющей компонентой социально-экономического развития региона.
Анализ социально-экономического развития региона позволяет определить качество жизни с помощью таких показателей, как средняя заработная плата, величина прожиточного минимума. Динамика изменения показателей представлена на рисунке (2.7).
С начала реализации региональной программы строительства доступного жилья в 2004 году его средняя стоимость, как показано на рисунке (2.7), возросла более чем в два раза, и составляла на 2009 год около 37 тысячи рублей за квадратный метр. Влияние изменения стоимости жилья на доступность его приобретения зависит от распределения доходов и сбережений (накоплений) населения. В тоже время среднемесячная начисленная заработная плата по Республике составила 17-18 тысяч рублей, а величина прожиточного минимума 4151 рублей. Существенным недостатком действующего закона «О прожиточном минимуме в РФ» является отсутствие в составе минимальной потребительской корзины и неучтенных при расчете прожиточного минимума расходов на приобретение и содержание жилья. Это особенно актуально, если учесть, что расходы на продукты питания в бюджетах домохозяйств составляют: в наиболее обеспеченных семьях 20 – 25 % от общего количества расходов, в семьях среднего достатка – 40 %, а в беднейших – 70 – 80 %[17].
Широкое применение в России нашел способ определения индекса доступности жилья, предложенный ООН-ХАБИТАТ, суть которого выражается соотношением:
Ид = (2.5)
где Ид – индекс доступности, характеризующий число лет накоплений, которое необходимо средней семье для приобретения среднестатистического жилья;
Сср – средняя стоимость среднестатистического жилья;
Дср – средний доход за год.
Для расчетов необходимы исходные показатели, которые представлены Российским статистическим ежегодником и ПК «Строим будущее»[26]. В расчёте использовались данные, взятые для среднестатистической семьи из 3-х человек (двое родителей и ребенок) и средней стоимости стандартной квартиры (общей площадью 54 кв. метра) в разные периоды времени (с 2004 по 2009 годы).
Таблица 2.4 – Экономические показатели рынка жилья.
Прожиточный минимум, руб. |
Среднедушевые доходы /мес, руб. |
Стоимость 1 кв.м жилья по соц. ипотеке, руб. |
Стоимость жилья, руб. |
% ставки по ипотечным кредитам | |
2004 |
2012 |
6340,8 |
11000 |
594000 |
20 |
2005 |
2460 |
7880,3 |
14500 |
783000 |
14,5 |
2006 |
2695 |
9258,2 |
15000 |
810000 |
12 |
2007 |
3172 |
13350,2 |
17800 |
961200 |
11 |
2008 |
3846 |
14950,7 |
18400 |
993600 |
10 |
2009 |
4151 |
17103,5 |
22000 |
1188000 |
7 |
Рекомендуемое:
Страхование интересов, связанных с владением,
пользованием, распоряжением имуществом
Существовавшее ранее обязательное страхование имущества, принадлежавшего гражданам (Указ Президиума Верховного Совета СССР от 2 октября 1981 г. № 5764-X "О государственном обязательном страховании имущества, принадлежащего гражданам"[31]) в соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона от ...
Роль и значение ММВБ для развития рынка ценных бумаг
Группа ММВБ – интегрированная биржевая структура, предоставляющая услуги по организации электронной торговли, клирингу, осуществлению расчетов по сделкам, депозитарные и информационные услуги. В Группу входят ЗАО ММВБ, ЗАО «Фондовая биржа ММВБ», ЗАО «Национальная товарная биржа», ЗАО «Расчетная пал ...
Зарубежный опыт применения страхования
автогражданской ответственности
В зарубежной практике накоплен значительный опыт страхования автогражданской ответственности. В большинстве стран весь практический опыт развития данного вида страхования именно как обязательного подтвердил свою наибольшую эффективность в обеспечении имущественных интересов потерпевших в дорожно-тр ...