Согласно Указа Президента Республики Казахстан «О введении национальной валюты Республики Казахстан» от 12 ноября 1993 г. национальная валюта Республики Казахстан – тенге введена в денежное обращение с 15 ноября 1993 г. «По прошествии десяти лет можно отметить, – подчеркивает Президент Республики Казахстан Н.А. Назарбаев, – что введение тенге явилось реальной базой для обеспечения экономического суверенитета страны. Казахстан смог проводить независимую финансово-экономическую политику, осуществлять самостоятельную денежно-кредитную политику, проводить кардинальные экономические реформы. Но сегодня уже никто не сомневается – казахстанский тенге состоялся и занял достойную нишу, соответствующую нашему нынешнему экономическому состоянию, в ряду мировых валют» [13, с. 2-3]. Как указывает президент, сегодня тенге свободно конвертируется во всех странах Центральной Азии и в России.
Из видных экономистов Казахстана, работавших Председателем Национальный Банка Республики Казахстан в разное время, Д.Х. Сембаев представляет тенге символом независимости суверенного государства и важнейшим инструментом осуществления им собственной национальной денежно-кредитной политики (ДКП). Имея в виду превращение тенге за 15 лет в одну «из самых стабильных валют в СНГ». По мнению Г. Марченко, «введение собственной денежной единицы легло в основу самостоятельной экономической политики и стало ключевым этапом на пути рыночных преобразований» в стране. «В ближайшие годы Национальный Банк намерен сохранить режим свободно плавающего обменного курса тенге, который будет способствовать сохранению ценовой конкурентоспособности казахстанских товаров… А сохранение существующих тенденций будет способствовать дальнейшему развитию отечественной экономики и сохранению устойчивости валюты в долгосрочной перспективе» [12, с. 2–3].
На основании законодательно-нормативных актов государства и Правительства страны, прежде всего Закона «О денежной системе Республики Казахстан» Национальный Банк проводит самостоятельную Денежно-Кредитную Политику в целях ускорения структурной перестройки, снижения инфляции, достижения стабильного экономического роста, обеспечения равновесия платежного баланса и устойчивости национальной валюты. По статданным, валовой внутренний продукт РК за 1999–2006 годы увеличен на 40,1% и его объем доведен до 9 738,8 млрд. тенге. Рост продукции промышленности составил 48,2, сельского хозяйства – 47,7 и строительства - 87,1%. Среднегодовые темпы роста ВВП в 2003–2006 годах запланировано довести до 7,8% и увеличить его объем за 2001–2015 годы в 3,5 раза. Положительное сальдо торгового баланса по важнейшим товарам и услугам на мировых рынках достигло почти 4 млрд. долларов США. В 2006 году среднемесячная номинальная заработная плата в целом по экономике составила 40 775 тенге. По сравнению с 2005 годом она возросла на 19,7%, в реальном выражении – на 10,2%.
Долгосрочная стратегия «Казахстан‑2030» и индустриально-инновационная политика открывают новые возможности для обеспечения устойчивости национальной валюты и экономического роста, подъема благосостояния и культуры народа на основе роста в соответствии с достижениями мировой науки, техники, технологии и передового опыта темпов развития топливно-энергетического, металлургического, машиностроительного, химического, агропромышленного и транспортно-коммуникационных комплексов, диверсификации производства и преодоления его сырьевой направленности при технологическом обновлении, улучшении качества товаров и услуг, усилении их конкурентоспособности на мировых рынках и т.д.
Добиваясь устойчивости тенге, наше государство повышает действенность своей независимой денежно-кредитной и финансово-бюджетной политики. Оно может укреплять завоеванные позиции в нише мировых валют, сделать тенге свободно конвертируемой в более широком масштабе, как мощного рычага денежно-кредитной и валютной политики, финансового инструмента обеспечения стабильного роста экономики в условиях интеграции различных стран СНГ, создания ЕврАзЭС и единого экономического пространства Беларуси, Казахстана, России и Украины.
Исходя из целесообразности взаимодействия валютных союзов и финансовых систем различных государств, когда каждому из них возможно «придется чем-то поступиться» в интересах большей пользы от объединения усилий, гармонизации финансовых, экономических, институциональных и законодательных условий для обеспечения развития экономики с нейтрализацией негативного влияния той или иной инвалюты, необходимости разработки национальных и союзнических мер по валютно-финансовой стабилизации в целом и на период региональных или глобальных экономических кризисов, Н.А. Назарбаев указывает: «Я просто уверен, что это насущная необходимость сегодняшнего времени. Если мы не будем этим заниматься, то, как раз таки, и рискуем «попасть» в зону влияния какой-то чужой валюты. Говоря «мы», я имею в виду не только Казахстан, но, практически, все государства СНГ» [14, с. 2-3].
Согласно отчету Национального Банка, по итогам 10 месяцев 2007 года инфляция в Казахстане составила 13,4%, это почти в два раза выше, чем такая же инфляция за 10 месяцев прошлого года, половина этого роста приходится на последние два месяца за сентябрь-октябрь цены выросли на 6,7%. Годовая инфляция в октябре 2007 года достигла 15,3%, такого уровня инфляции не было на протяжении последних семи лет. Такой рост инфляции происходит на фоне очень умеренного денежного предложения, что достаточно парадоксально. Денежная масса за 10 месяцев выросла всего на 18%, это ниже, чем темпы роста номинального ВВП, а денежная база вообще не изменилась за 10 месяцев.
Основной причиной инфляции в 2007 году специалисты считают резкий скачок цен на продовольственные товары на мировом рынке, проще говоря, мы столкнулись с такой проблемой, как импорт инфляции. В первую очередь подорожали такие товары, как пшеница и растительное масло.
Казахстан – страна с открытой экономикой, мы являемся частью мирового рынка, соответственно, такие колебания будут оказывать на нас влияние [3, с. 3].
К сожалению, в 2007 году в одной временной точке сошлись несколько факторов, и, соответственно, инфляционные ожидания в Казахстане резко выросли. Во-первых, еще летом 2007 года возникали слухи о кризисе в банковском секторе Казахстана, который мог быть вызван нестабильностью на мировых финансовых рынках и предстоящими выплатами по внешнему долгу, во-вторых, ходили слухи о денаминации тенге, основания для которых вообще отсутствуют, а также сам рост цен на мировых рынках.
В отношении валютной политики Национальный банк придерживается режима плавающего обменного курса тенге, это означает, что Национальный банк не устанавливает ориентиров или коридоров по колебаниям курса тенге. Тем не менее, причины для резкого изменения курса национальной валюты сейчас отсутствуют, все фундаментальные факторы свидетельствуют о том, что значительных колебаний курса национальной валюты в ближайшее время не предвидится. За 10 месяцев 2007 года средневзвешенный обменный курс тенге составил 122,98 тенге за доллар, биржевой курс на конец октября сложился на уровне 120,89 тенге за доллар.
И с начала года по состоянию на 16 ноября тенге укрепился по отношению к доллару в номинальном выражении на 5%.
В 2007 году международные резервы Национального банка сократились на 5% и составили на конец октября 18,1 млрд. долл. Уменьшение произошло из-за продажи Национальным банком иностранной валюты на внутреннем рынке и поддержания курса тенге, особенно после ажиотажных явлений в августе 2007 года. Также Национальный Банк использовал золотовалютные резервы для конвертации активов Национального фонда в доллары, существовала проблема – отток средств нерезидентов с казахстанского рынка. Золотовалютные активы не использовались для погашения внешнего долга банков второго уровня или для поддержания отдельных субъектов финансового рынка. По итогам 9 месяцев 2007 года золотовалютные активы Национального банка покрывают 5,2 месяца импорта при минимально допустимом уровне три месяца.
Начиная с августа 2007 года, денежно-кредитная политика Национального банка была направлена на поддержание краткосрочной ликвидности банков второго уровня.
Национальный Банк значительно расширил перечень инструментов, предлагаемых банком второго уровня. В прошлом году Национальный Банк значительно ужесточил механизм минимальных резервных требований, банки Казахстана очень критиковали политику Национальный Банка, в результате они должны были в три раза больше резервировать денег в Национальном банке. Но, тем не менее, именно эти средства в августе-сентябре 2007 года сработали так называемой финансовой подушкой. Национальный банк открыл доступ к этим средствам и под залог этих денег кредитовал банки.
Возникшие проблемы у банков усугубились снижением притока депозитов в банковскую систему, данное свидетельствует, что в сентябре-октябре наблюдался незначительный отток депозитов из банков, однако, по предварительным данным ноября, за 12 дней ноября объем депозитов вырос уже на 2%.
Кредитная активность банков не остановилась, общий объем кредитов с начала 2007 года увеличился на 53,6%. В целом ситуация в банковской системе можно охарактеризовать как стабильную. Банки в целом столкнулись с проблемой дефицита только краткосрочной ликвидности, тогда как в среднесрочном плане таких проблем не предвидится. Банки и раньше могли использовать ресурсы Национального банка, однако в условиях избыточной ликвидности спрос на ресурсы Национального банка до августа 2007 года был нулевым.
Таким образом, считается, что банки справляются с проблемой краткосрочной ликвидности благодаря мерам, в том числе и Национального банка, который видит налицо восстановление способности наших банков рефинансироваться за рубежом. По предварительным данным, в октябре банки Казахстана привлекли около 2 млрд. долл. в Казахстан, но, тем не менее, остатки внешней задолженности прекратили расти, то есть банки рефинансируются и новых займов не привлекают.
Важной задачей в этих условиях является взаимодействие государственных органов по предотвращению возможных кризисных явлений. Недавно подписан меморандум о финансовой стабильности между правительством РК, Национальным банком и Агентством финансового надзора. Последнюю подпись поставил премьер-министр Казахстана, это было 10 ноября 2007 года. Этот документ устанавливает основные принципы взаимодействия государственных органов в случае возникновения кризисных явлений в банковской системе. Это позволит в будущем надеяться на эффективные механизмы разрешения кризисных ситуаций и обеспечение необходимой ликвидности.
В настоящее время идет процесс подписания соглашения между банками второго уровня, Национальным банком и АФН о предоставлении займов банкам второго уровня Национальным банком, однако, процесс подписания еще не завершен. Это соглашение было инициировано после того, как Национальный банк предоставил банкам второго уровня достаточно большой объем ликвидности, которая не требовалась ранее. В этих условиях Национальным банком было принято решение, что раз уж он предоставляет такую большую краткосрочную ликвидность, то имеет право требовать ответных действий по корректировке своей политики, отдельные моменты которой были достаточно рискованны, со стороны банков второго уровня.
Денежно-кредитная политика направлена в данной ситуации не только на обеспечение стабильности цен – с этой задачей сейчас сталкиваются многие центральные банки. Важной задачей является поддержание стабильного развития финансовой системы, поэтому некоторые меры, связанные с ослаблением денежно-кредитной политики, краткосрочные и являются непосредственной реакцией на происходящие события.
Появляются и сложные проблемы, требующие быстрого и правильного решения.
Одна из них – проблема разработки малоизученных вопросов теории и методологии, определения критериев и показателей, анализа и оценки состояния, обоснования перспектив улучшения использования комплекса финансово-кредитных рычагов, инструментов, индикаторов и амортизаторов, выбора эффективных методов, способов и путей воздействия механизма государственного регулирования на обеспечение устойчивости национальной валюты и стабильности развития экономики РК. Решение этой проблемы имеет растущее научное и практическое значение, что делает данную дипломную работу актуальной.
Целью дипломной работы является рассмотрение проблем обеспечения устойчивости национальной валюты в РК. Для этого мы поставили несколько задач, которые нам помогут раскрыть всю полноту данной дипломной работы:
· рассмотреть теоретические основы формирования национальной валюты в РК,
· проследить этапы развития и становления национальной валюты РК,
· проанализировать в целом денежную систему РК,
· рассмотреть работу Национального банка РК как регулятора устойчивости национальной валюты РК,
· а также описать сущность проблем обеспечения устойчивости национальной валюты в РК.
Объектом исследования являются валютно-финансовые отношения.
Предметом исследования является денежно-кредитная политика Республики Казахстан.
Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.
Для решения поставленных задач при подготовке дипломной работы были использованы нормативные акты Республики Казахстан, научная литература по теме «Деньги. Кредит. Банки», материалы периодических изданий, официальные документы по итогам развития денежно-кредитной политики РК.
Национальные деньги представляют один из ключевых элементов рыночной экономики и служат важнейшим рычагом механизма государственного регулирования ее эффективного развития.
В качестве своих национальных денег Республика Казахстан ввела свой денежный знак – тенге, успешно применяемый на протяжении 15 лет.
Тенге занимает особое место в системе ключевых элементов и рычагов механизма, с помощью которого государство регулирует рыночную экономику для обеспечения ее нормального функционирования и эффективного развития.
По своей сути тенге – есть достаточно сложное социально-экономическое явление, выступает как индульгенция и квинтэссенция успешности функционирования рыночной экономики в Казахстане, ее прямым порождением своеобразной визитной карточкой.
Как известно, экономически развитые страны обладают устойчивой национальной валютой. А у слабых стран национальная валюта зачастую неустойчива. Отсюда очевидна закономерная взаимосвязь – устойчивая валюта способствует формированию сильной экономики. Национальные деньги опосредствуют практически все товарные, инвестиционные, финансовые потоки, имеющие место в рыночной экономике. Даже там, где деньги непосредственно не используются, например, при операциях натурального обмена между предприятиями, они продолжают выполнять функцию счетной единицы [18, с. 139].
Рекомендуемое:
Понятие денежно-кредитной политики
Целью денежно-кредитной политики выступает: достижение финансовой стабилизации - в первую очередь снижение темпов инфляции, укрепление курса национальной валюты и обеспечение устойчивости платежного баланса страны, создание условий для осуществления позитивных структурных сдвигов в экономике. Центр ...
Функции рынка ценных бумаг и методы его
регулирования
Реализация функций рынка ценных бумаг исходит из сущностной особенности отношений, складывающихся между субъектами этого вида рынка по поводу фондовых активов. Это предполагает рассмотрение объективных результатов, к которым приводит реализация функций рынка ценных бумаг в данной системе хозяйствов ...
Сущность, функции и структура банковской системы Российской Федерации
Если в стране в достаточном количестве функционируют банки, кредитные учреждения, а так же экономические организации, которые выполняют отдельные банковские операции, то обычно говорят о наличии в стране банковской системы. Однако это совсем не так, потому что любая система должна отвечать следующи ...