Социально-экономическая сущность страховых взносов во внебюджетные фонды
Страница 2

Материалы » Страховые взносы: действующий механизм исчисления и уплаты, направления совершенствования » Социально-экономическая сущность страховых взносов во внебюджетные фонды

Несмотря на значительное количество денежных средств, вложенных в проведение пенсионной реформы, правила начисления и выплаты пенсии практически не изменились. То есть, продолжает действовать система пенсионного обеспечения, предполагающая ограничение максимального значения начисляемой пенсии (т.е. размер пенсии, по существу, не зависит от размера отчислений в Пенсионный фонд РФ и заработной платы). Что на наш взгляд не есть правильно.

Развитие накопительного страхования в нашей стране на современном этапе пока находится в зародыше. Оно является достаточно убыточным, причем убытки полностью компенсируются за счет бюджетных средств. Миллиардные суммы, направляемые работодателями на накопительную часть трудовой пенсии, остаются на счетах Пенсионного фонда РФ и никуда не инвестируются. Эти деньги, несмотря на насущную потребность в них российской экономики, остаются без движения и, не принося прибыли, съедаются инфляцией.

Принятие Федерального закона N 212-ФЗ к сожалению свидетельствует о том, что за многие годы реформ у государственных деятелей, наделенных полномочиями, так и не сформировалось четкого представления чем же налог отличается от страхового взноса и каковы принципы функционирования системы пенсионных выплат.

Так, страховой взнос уплачивается на основе договора в рамках гражданских правовых отношений, налог - на основе закона в рамках исключительно публичных правоотношений. В некоторых случаях заключение договора страхования может носить обязательный характер, но это нисколько не меняет сути возникающих на его основе правоотношений. Примером совмещения публичных целей с частноправовыми методами их достижения является институт обязательного автострахования. В отличие от пенсионной, система автострахования существует не так давно, но достаточно надежно, на основе ясных и понятных правил. При этом уровень желания и возможности автовладельца уклониться от уплаты страховых взносов находится на самых низких показателях, чего нельзя сказать о существовавшей до введения ЕСН практики уплаты страховых взносов во внебюджетные фонды.

ЕСН нелязя назвать налогом в полном смысле этого слова, поскольку его суммы попадают во внебюджетные фонды, минуя бюджетную систему.

На сегодняшний день одной из проблем является, отсутствие разграничения у законодателя разницы между налогом и страховым взносом, и результатом этого служит факт переписывания значительной части Налогового кодекса РФ в Федеральный закон N 212-ФЗ. Результатом чего является изменение название платежа (ранее - ЕСН, теперь - страховые взносы), но сущность его не значительно меняется. То есть "новые" страховые взносы в том виде, в каком они предлагаются, так же не будут отвечать страховым принципам, как и отмененный ЕСН.

Единственная цель, на наш взгляд, этого "обратного переворота" - передача контрольных полномочий по взиманию взносов от налоговых органов к органам внебюджетных фондов. Однако при реализации указанной цели не были учтены существенные обстоятельства.

Деятельность ПФ РФ до настоящего времени осуществляется на основе правового акта почти двадцатилетней давности, принятого за два года до вступления в силу Конституции Российской Федерации, - Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации (России) (утв. Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2122-1). В соотвтетсвие с данным нормативным документом Пенсионный фонд РФ является самостоятельным финансово-кредитным учреждением, т.е. к органам государственной власти не имеет никакого отношения. В то же время на него с 1 января 2010 г. возлагаются такие полномочия, которыми сегодня располагают налоговые органы, являющиеся органами государственной власти.

Страницы: 1 2 3 4

Рекомендуемое:

Альтернативные модели ипотечного кредитования инвестиционных проектов по строительству жилья
Развитие ипотеки в России невозможно без широкого внедрения системы ипотечного кредитования в российскую банковскую практику. При этом ее развитие возможно только при наличии условий, выгодных как для банков, так и для заемщиков кредитов. Выгодность для банков и доступность для заемщиков ипотечных ...

Основные функции и задачи рынка ценных бумаг в РФ
Одна из важнейших функций рынка ценных бумаг состоит в мобилизации средств вкладчиков для целей организации и расширения масштабов хозяйственной деятельности. Вторая функция – информационная. Она заключается в том, что ситуация на фондовом рынке сообщает вкладчикам информацию об экономической конъю ...

Анализ ликвидности Сбербанка России на основе рейтинговой системы
Анализ финансового состояния коммерческого банка можно представить как внешний: со стороны ЦБ РФ, независимых рейтинговых агентств, потенциальных клиентов, и внутренний - внутренними аналитическими службами банка. Общей целью анализа для всех субъектов является определение эффективности деятельност ...

Навигация

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.binoly.ru