Понятия и факторы финансовой устойчивости страховых компаний
Страница 2

Материалы » Анализ финансовой устойчивости страховых компаний » Понятия и факторы финансовой устойчивости страховых компаний

Переход из одного качественного состояния в другое происходит в форме скачка или преодоления порога, отсюда и показатели оценки устойчивости в основном должны иметь "пороговый" характер.

Страховая компания является субъектом рынка, и перед ней также стоит проблема обеспечения финансовой устойчивости. Однако по сравнению со многими другими хозяйствующими субъектами страховая компания имеет значительные особенности в источниках формирования финансовых ресурсов, их структуре и движении, что обусловлено местом страховой отрасли в общественном разделении труда. Обеспечивая страховую защиту общества, страховая компания включается в сферу особых отношений, которые выражает категория страхования [11, с. 84].

В ходе кругооборота средств страховой компании возникают отношения, либо имеющие признаки страховых, либо не имеющие этих признаков. При этом средства страховщика не утрачивают характера финансовых ресурсов, поскольку финансы - категория с более широкой сферой действия, чем страхование. В силу существенного признака страхования - замкнутого круга участников распределения ущерба - страховые ресурсы имеют целевой характер и не могут быть использованы на покрытие финансовых обязательств. В то же время финансовые ресурсы могут использоваться для покрытия страховых обязательств и при необходимости выступают как фонд самострахования страховщика, т.е. в конечном счете обеспечивают устойчивость на уровне системы в целом. Кроме того, в условиях рынка адаптация страховой компании к рыночной среде происходит в основном за счет финансовых источников.

Лежащий в основе страховых операций страховой риск объективно обусловливает повышение требований к качеству финансовых ресурсов страховой компании. Эти требования позволяют наряду с отмеченными выше двумя признаками финансовой устойчивости - платежеспособностью и способностью к развитию - выделить специфический признак финансовой устойчивости, присущий только страховой компании: соответствие количества и качества ресурсов величине и структуре принятого страхового риска, что в первую очередь означает возможность выполнения обязательств страховщика перед страхователями.

Финансовую устойчивость страховой компании можно определить как такое состояние (количество и качество) ее финансовых ресурсов, которое обеспечивает платежеспособность и дальнейшее развитие организации в условиях риска, связанного со страховой защитой субъектов рынка.

Состояние устойчивости (неустойчивости) страховой компании формируется под воздействием факторов, различных по характеру (экономические, политические, географические и т.д.) и по степени влияния.

Для изучения влияния факторов на устойчивость страховой организации их необходимо предварительно классифицировать. В основу классификации могут быть положены различные признаки. В самом общем виде можно выделить факторы макроуровня, которые реализуются путем сложного взаимодействия таких глобальных факторов равновесия рынка, как соразмерность спроса, предложения, ценовых ожиданий и цены, а также факторы микроуровня [10, с. 147].

В зарубежном страховом менеджменте активно используется классификация факторов по возможности управления ими. С этих позиций факторы устойчивости могут быть поддающимися и не поддающимися управлению. При этом принято выделять так называемое "ядро" управляемых факторов, прочие управляемые факторы и рыночные (частично управляемые и неуправляемые) факторы.

К "ядру" относятся: страховой продукт, система организации продаж и формирования спроса, гибкая система тарифов и собственная инфраструктура страховщика. К прочим управляемым факторам относятся материальные, финансовые и трудовые ресурсы страховой компании. В совокупности все эти факторы взаимосвязаны между собой, и изменения одного из них отражаются на всех прочих. К частично управляемым рыночным факторам относят рыночный спрос, конкуренцию, инфраструктуру страховой компании, ноу-хау в страховых услугах. К неуправляемым рыночным факторам относят государственное устройство и политическую систему, социально-этическое окружение, конъюнктуру мирового страхового рынка.

Такая классификация отвечает реальным практическим потребностям страховых менеджеров, которые разрабатывают стратегию поведения компании на рынке, в том числе - с целью повышения финансовой устойчивости.

Современный зарубежный менеджмент активно использует исследовательский прием "испытания компании на прочность кризисом". Прием основан на утверждении, что во время кризиса воздействие факторов на финансовую устойчивость проявляется ярче, рельефнее. Считается, что экономическим кризисам принадлежит роль своеобразных экзаменов, которые должно выдержать любое предприятие. Трудности же, переживаемые предприятием во время кризисов, являются моделью тех проблем, которые встают перед ним в сложной обстановке. В кризисной ситуации наиболее ярко видна роль того или иного фактора в обеспечении "выживаемости", устойчивости компании. Методику "кризиса как экзамена" использует "Стандарт энд Пурс" при определении рейтинга страховой компании. Для этого анализируется сценарий кризиса (способность страховой фирмы справиться с кризисом), а также шесть ключевых понятий: управление, капитал, страхование, перестрахование, страховой полис, доход.

Страницы: 1 2 3 4

Рекомендуемое:

Методы управления персоналом в коммерческом банке
Под методом управления персоналом следует понимать способ воздействия на поведение отдельных работников или коллективов со стороны руководителя [5]. Проведенные исследования позволяют выделить следующие методы управления персоналом в коммерческом банке: экономические - оплата труда, социальные выпл ...

Место и роль перестрахования на российском рынке
Российский рынок перестрахования развивается в условиях острой конкуренции между национальными перестраховочными обществами и международными брокерами и перестраховщиками. При существующей низкой капитализации российского страхового и перестраховочного рынка потребность в международном перестрахова ...

Особенности кредитных операций и их классификация
Кредитные операции коммерческих банков - вид активных операций, связанных с предоставлением клиентам кредитов. Основная масса кредитов выдается банками под обеспечение. Существуют несколько способов обеспечения кредитов разными видами имущества клиента или обязательствами - третьем стороны. Имущест ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.binoly.ru